В эстрадно-джазовой музыке ритмическое начало является приоритетным над мелодией и гармонией. Для музыкантов, по своей сути джазовая ритмика представляет собой комплексную музыкальную способность, включающую в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов эстрадно – джазовой музыки.
Но, не смотря на эти факты, в системе отечественного эстрадно – джазового образования обучению джазовой ритмике не уделяется должного внимания. Лишь в некоторых российских джазовых центрах (в Москве и Ростове-на-Дону) в колледжах искусств при ведущих консерваториях, «джазовая ритмика» преподается как отдельный предмет. В них широко применяются эффективно работающие авторские методики. Как правило, в других учебных заведениях компоненты джазовой ритмики преподаются учащимся в рамках отдельных предметов, но системного развития данной музыкальной способности не осуществляется. Это в значительной степени негативно сказывается на качестве подготовки специалистов.
Различные аспекты джазовой ритмики находят отражение в исследованиях видных ученых: А.Н. Баташева, Д.Г. Браславского, О.Л. Дмитриевой, С.С. Клитина, В.Д. Конена, Э.А. Кунина, Е.М. Орловой, У. Сарджента, О.М. Степурко, Д.Н. Ухова, В.Н. Холоповой и др.
Так, в научных работах Э.Г. Денисова, О.Л. Дмитриевой, С.С. Клитина, В.Д. Конена, Е.М. Орловой, У. Сарджента и др. наиболее точно характеризуется джазовая ритмика, как основа джазовой музыки. В данных работах отражены результаты исследований по истории формирования и развития джазовой ритмики в ее взаимосвязи с основными джазовыми направлениями.
Исследованием проблемы определения и выявления сущности джазовой ритмики занимались такие видные деятели отечественной и зарубежной музыкальной педагогики и теории джаза, как С.К. Булич, В.С. Симоненко, А.Г. Софикс, А.Е. Чернышев и др.
Предпринимаемые исследования в области разработок методик по развитию джазовой ритмики у студентов колледжей искусств носят развивающий характер. Большое значение для нашего исследования имеют методики Э.А. Кунина, О.М. Степурко и Д.Н. Ухова, а также методические рекомендации Д.Г. Браславского.
Но, несмотря на существующие исследования по развитию джазовой ритмики у студентов колледжей искусств, все же ощущается нехватка систематизированного специального учебного материала по обучению джазовой ритмике у учащихся колледжей искусств. Необходимостью решения данной проблемы и обусловлен выбор темы исследования: «Развитие джазовой ритмики у учащихся эстрадных отделений колледжей искусств».
Цель исследования –
систематизировать наиболее эффективные методики развития джазовой ритмики у учащихся эстрадных отделений колледжей искусств.
Достижение данной цели требует постановки и решения следующих задач:
– выявить сущность и структуру джазовой ритмики, дать ее определение;
– проследить историю развития джазовой ритмики в ее взаимосвязи с джазовой стилистикой;
– проанализировать существующие методики развития джазовой ритмики.