В результате проведенного исследования нами выявлена сущность джазовой ритмики, под которой мы подразумеваем не столько специфическое ритм-оформление звуковысотности, сколько особую ритм-исполнительскую манеру, именуемую в среде джазовых музыкантов свингом. Данная ритм-исполнительская манера связана с отклонениями от граунд-бита, т. е. в более свободном обхождении с основным метром, создающим эффект кажущегося неуклонного нарастания темпа.
Определена структура джазовой ритмики, включающая в себя такие сущностные компоненты как: абсолют строгого темпометра и формы, тернарный принцип ритмических пропорций, синкопирование, полиритмия и полиметрия. В результате их рассмотрения нами выявлены и проанализированы приемы, входящие в состав данных компонентов и обеспечивающие особенность ритм-исполнительской манеры. Среди них: полиметробит, динамическая опора на слабые доли такта, микровременные (зонные) отклонения, штриховая синкопа, полиритмическое рубато. Многообразие и новизна компонентов джазовой ритмики и приемов их составляющих, обеспечивает ведущую их роль в формировании и развитии исполнительского мастерства музыкантов.
В процессе изучения истории развития джазовой ритмики, мы определили ее образование на стыке двух ведущих пластов музыкального искусства: европейской академической музыки (насчитывающей несколько столетий развития) и этнической музыки народностей западной Африки и Латинской Америки (с преимуществом ритма над мелодией) и насчитывающей уже тысячелетия развития.
Исследование джазовой ритмики в контексте развития джазовой стилистики, позволило сделать вывод о взаимодействии, взаимоформировании и взаимовлиянии джазовой ритмики и основных направлений джаза, а также этнических музыкальных культур и национального фольклора различных народностей. С одной стороны джазовая ритмика определяет стилевую структуру и пути развития всей эстрадно - джазовой музыки, с другой стороны, являясь определяющей составляющей джазовых стилей и направлений, джазовая ритмика развивается вместе с ними.
В этой связи многие педагоги-практики подчеркивают, что для успешного развития чувства ритма учащихся необходимо овладеть как можно большим количеством стилевых моделей джазовой ритмики.
Проанализировав существующие методики, направленные на развитие джазовой ритмики, мы выявили, что данные методики наиболее эффективны, поскольку обеспечивают всестороннее развитие джазовой ритмики и всех ее стилевых моделей. Но методик, разработанных специально для учащихся колледжей искусств на сегодняшний день нет. В ходе исследования мы выбрали из проанализированных нами существующих методик те практические рекомендации и упражнения, которые подходят для изучения учащимися колледжей искусств.
Проблема обучения джазовой ритмики учащихся колледжей искусств на сегодняшний день остается открытой. Практические методические рекомендации, полученные в ходе нашего исследования, призваны помочь решить данную проблему. Необходимо использовать все систематизированные нами практические упражнения в процессе обучения джазовой ритмике учащихся колледжей искусств для полного и всестороннего овладения этой главной составляющей музыкального эстрадно-джазового языка.