Выдвинул концепцию «полистилистики» - художественное соединение разных стилевых моделей в одном произведении.
Советский и российский композитор, теоретик музыки и педагог (автор статей о русских и советских композиторах), один из наиболее значительных музыкальных деятелей второй половины XX века. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Музыкальное образование для А. Г. Шнитке началось в 1946 году в Вене. С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в МГК имени П. И. Чайковского. В последующие несколько лет зарабатывал себе на жизнь в основном сочинением музыки к фильмам. В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской консерватории.
Творчество А. Г. Шнитке характеризуется концептуальностью замыслов, масштабностью, экспрессией, типичны сложно дифференцированная оркестровая и ансамблевая фактура, полистилистика, системы цитат. Заметно преобладание инструментальных жанров.
Оперы: 1962 – Одиннадцатая заповедь. Не оркестрована; 1991 – Жизнь с идиотом. Балеты: 1971 – Лабиринты. Балет в 5 эпизодах. Либретто В. Васильева; 1985 – Эскизы. Хореографическая фантазия по мотивам Гоголя.
Симфонии: 1957 – Симфония «нулевая» в 4 частях; 1972 – Симфония № 1 в 4 частях;
3. «Воццек» опера Берга
Экспрессионистская опера австрийского композитора Альбана Берга в трёх действиях (15 картинах), признающаяся одной из вершин оперного искусства XX века. Премьера оперы состоялась 14 декабря 1925 года в Берлинской государственной опере. Первая опера Альбана Берга, работа над которой началась в 1914 году и продолжалась до апреля 1922 года (первый акт был закончен лишь летом 1919), частично основана на личных впечатлениях композитора от военной службы во время Первой мировой войны. Опера является характерным экспрессионистским сочинением. Музыка ее атональна, в ней использованы особо острые выразительные средства темброво-ритмического порядка, напряжённые сценические ситуации и поэтические тексты. Премьера оперы состоялась 14 декабря 1925 года в Берлинской государственной опере. До конца 1936 года «Воццек» был поставлен в 29 городах 166 раз на немецком, чешском, русском и французском языках. Впервые в СССР «Воццек» был поставлен в 1927 году. Главную партию исполнял бас-баритон Михаил Бочаров.
Билет 16
1. Творчество С. С. Прокофьева. (см. билет № 10 вопрос 2)
2. Балетные партитуры Равеля
Равелю подвластна стихия танцевальных ритмов разных времён, что нашло отражение в «танцевальных» сочинениях – балет (хореографическая симфония) «Дафнис и Хлоя» (на либретто М. М. Фокина, 1912), «Моя матушка-гусыня» (1912), «Болеро», «Благородные и сентиментальные вальсы» (для фортепиано, 1911) и др.
3. Оперы И. Стравинского
«Соловей», опера в трёх действиях (1908―1914), по сказке Андерсона, ставил Дягилев; «Мавра», комическая опера в одном действии (1921―1922), по иронической поэме Пушкина «Домик в Коломне», Стравинский посвящает ее Пушкину, Глинке, Чайковскому; «Царь Эдип», опера-оратория для чтеца, голосов, мужского хора и оркестра (1926―1927), по трагедии Софокла, либретто на латыни; «Похождения повесы», опера в трёх действиях с эпилогом (1947―1951), по гравюрам Уильяма Хогарта, 19 века; «Потоп (опера)», библейская опера для солистов, актёров, чтеца и оркестра (1961―1962).
Билет 17
1. Творчество Оливье Мессиана
Творчество Мессиана представляет самостоятельную, независимую от каких-либо школ и направлений область современной музыки (начиная с 30-х гг.).
В сочинениях Мессиана нашли отражения теологические идеи и искания (фортепианные циклы «20 взглядов на младенца Иисуса», оркестровое сочинение «3 маленьких литургии божественного присутствия», оба – 1944)
Первый опыт тотального сериализма в музыке — пьеса Мессиана «Лад длительностей и интенсивностей 1949, из цикла «Четыре ритмических этюда».