Сам Онеггер так пояснял название своей третьей «Литургической» симфонии (1946). «Я назвал свою симфонию «Литургической», хотя в ней нет никакой темы из грегорианских песнопений. Я заимствовал из литургии только тексты, которые могли служить пояснением моих замыслов. Первая часть называется День гнева. Это взрыв сил ненависти, которые все уничтожают и не оставляют ничего кроме развалин и разрушений. Вторая – Из глубины взываю – это мольба, обращенная к высшей силе, которой воздеваешь руки, которой хочешь отдать все, что только сохранилось чистого и благородного в глубине души. Третья часть, «Даруй нам мир», описывает неумолимое нарастание порабощенности человека, полную утрату им свободы, что и заставляет его кричать от отчаяния. Моя симфония завершается утопическим представлением того, чем могли бы быть жизнь в братстве и любви».
Билет 12
1. Творческая эволюция И. Стравинского
Стравинский Игорь Федорович (1882–1971), русский композитор. Пробовал сочинять музыку, не имея специального образования, и лишь в двадцатилетнем возрасте начал брать уроки композиции у Римского-Корсакова. В 1905 опубликовал симфонию, написанную в академическом стиле. Под влиянием Римского-Корсакова обратился к русскому музыкальному фольклору. Его первое крупное произведение, пронизанное национальными мотивами, появилось после встречи с Сергеем Дягилевым – прославленным балетным импресарио, готовившим ряд спектаклей русского балета в Париже. По его заказу Стравинский написал одну из самых блестящих своих партитур – балет по русской сказке Жар-птица (1910). В следующем году был завершен еще один балет – Петрушка, где в живых и достоверных образах воссозданы картины русской масленицы. Музыкальный язык Жар-птицы и Петрушки еще сохраняет связь с прежней традицией, но уже в третьем балете – Весна священная (1913), действие которого происходит в древней языческой Руси, Стравинский порывает с музыкальной традицией, свободно используя неразрешенные диссонансы и постоянно меняющиеся ритмы невероятной сложности. С тех пор имя Стравинского стало символом ультрасовременных тенденций в музыке. Перед началом Первой мировой войны композитор покинул Россию. До 1939 жил во Франции, затем поселился в США. Добровольное изгнание стало причиной постепенного исчезновения из музыки Стравинского элементов русского фольклора. (Свадебка)
В более поздних сочинениях уже прослеживается поворот к классицизму и религиозной тематике (балет Аполлон Мусагет 1927).
В этот же период композитор создает балеты Пульчинелла 1920, на темы Перголези) и Поцелуй феи (1928), на темы Чайковского. Наиболее полно художественный аскетизм Стравинского проявился в Царе Эдипе 1927, опере-оратории на латинский текст; скупыми техническими средствами композитор достигает необычайного драматизма.
В 1951 Стравинский написал оперу Похождения повесы, по серии нравоучительных гравюр Уильяма Хогарта – сочинение, которое знаменует еще одну стилистическую линию его творчества: элементы комедии, моралите и мелодрамы сливаются в шутливо-назидательное целое. Возможно, наиболее примечательным этапом творческой эволюции Стравинского (уже перешагнувшего 70-летний рубеж) стало освоение им 12-тоновой (додекафонной) системы композиции, которую использовали Арнольд Шёнберг и Антон Веберн. В этом стиле созданы балет Агон для 12 танцовщиков.
Умер Стравинский в Нью-Йорке 6 апреля 1971. Его влияние на музыку 20 в. огромно. Такие шедевры, как Весна священная, вошли в основной репертуар оркестров многих стран мира.
2. Симфоническое творчество А. Онеггера
Композитор подпадает под растущее влияние Игоря Стравинского, музыку которого он в дальнейшем глубоко изучал и в 1939 году написал о ней большое эссе. В этот период Онеггер сочиняет музыку для театра и кинематографа, а также многочисленные камерные и оркестровые сочинения. Известность пришла к Онеггеру с музыкой к пьесе швейцарского драматурга Рене Моракса «Царь Давид», написанной в 1921 году и три года спустя переработанной в ораторию. В 1923 году Онеггер создаёт наиболее известное своё оркестровое сочинение: «Симфонический движение» «Пасифик 231», посвящённый одноимённому паровозу; позднее будут написаны ещё два сочинения в том же жанре: «Регби» и «Симфоническое движение № 3». Композитор ведёт активную концертную деятельность, не переставая сочинять музыку. Во время оккупации Франции фашистской Германией Онеггер отказался покинуть Париж и продолжал сочинять. В своих произведениях этого времени композитор отразил своё отношение к сложившейся ситуации. Знаковым сочинением этого периода является созданная в 1941 году Вторая симфония для струнного оркестра с трубой, три части которой символизируют смерть, скорбь и освобождение. Ряд сочинений Онеггера открывают его глубокую религиозность (композитор был протестантом) – оратории «Царь Давид» и «Жанна д’Арк на костре»