Необходимо упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов “Русские симфонические концерты”, а также “Русские камерные вечера”. Целью их было - знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Руководили концертами и вечерами Н.А. Римский-Корсаков и его талантливые ученики А.К. Глазунов и А. К. Лядов. Они разрабатывали план каждого предстоящего сезона, составляли программы, приглашали исполнителей . Исполнялись исключительно произведения русской музыки: многие из них, забытые, отвергнутые ранее русским музыкальным обществом нашли здесь первых своих исполнителей. Например, симфоническая фантазия М.П. Мусоргского “Ночь на лысой горе” впервые прозвучала именно в “Русских симфонических концертах” почти через двадцать лет после создания, а затем была многократна повторена ( “по востребованию публики”, как отмечалось в программах ).
В то время единственным местом в России, где звучала вся отвергнутая официальными кругами музыка русских композиторов, были “Русские симфонические концерты”. Беляевский кружок в 80–90-е годы оказался единственным музыкальным центром, где объединялись наиболее активные музыканты, ищущие новые пути развития искусства.
На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий : А. К. Глазунов, Старокадомский. Это время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа виртуозов - композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые замечательные произведения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова.
В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все. Большинство музыкантов непосредственного участия в революционных событиях не принимали, и потому связи между ними были довольно слабыми.
2. Творчество Леонарда Бернстайна
Леонард Бернстайн 25 августа 1918 - американский композитор, пианист и дирижёр. Обладатель Премии Сименса (1987). Автор книг «Радость музыки» и «Бесконечное разнообразие музыки»
«Концерты для молодежи», «Вопрос без ответа», «Открытия» .
В 1971 году он был введён в национальный Зал славы композиторов. Оперы: «Волнения на Таити»; «Тихое место» Оперетты: «Кандид» (1956, Нью-Йорк); Мюзиклы: «Увольнение в город» ,«Питер Пэн»; «Чудесный город»; «Вестсайдская история» Симфонии: «Иеремия» «Век тревог; «Каддиш;
Другое: Музыка к балету «Невлюбляющийся»
«Чичестерские псалмы» для хора и оркестра
Месса (1971).
3. «Литургическая» симфония Артура Онеггера
Написана по горячим следам Второй мировой войны. Первую часть, где говорится о жестоком нашествии, он поначалу назвал «День гнева»; вторую, где говорится о страданиях и боли, он назвал «Из глубины взываю», и, наконец, финал, где забрезжил луч спасения, он озаглавил «Даруй нам мир».
Однако, в конце концов композитор ограничился кратким названием «Литургическая симфония». Финальная третья часть – это краткий конспект, по которому можно судить обо всем, что случилось в первых двух частях, и подвести итоги. Начинается эта часть настороженным и приглушенным маршем, который, наконец разрастается, и тогда становится ясно, что это марш побежденных с бессильно сползающими фразами духовых. В дальнейшем перед слушателем проходит панорама войны, как будто записанная случайным свидетелем: слышатся рыдания струнных, шум и скрежет, хаотические фрагменты марша и стонущих фраз, обрывающиеся катастрофическими ударами. И лишь после них звучит «музыка мира» - протяжная мелодия, похожая на молитвенное песнопение. Все происходящее сумбурно и отрывочно как в кошмарном сне, события совершаются стремительно и бессвязно, и так же как во сне, все представляется почти реальным.