1914 год – начало музыкально-критической деятельности Асафьева – Игоря Глебова. А. Оссовский писал: «Начиная с марта 1914 года, в московском журнале «Музыка» стали появляться статьи, подписанные неизвестным именем – Игорь Глебов. Свежесть мысли, какое-то трудно определимое своеобразие в тоне, в оборотах речи, меткость формулировок, блеск и текучесть литературного изложения сразу выдавали в авторе незаурядный талант музыкального писателя – публициста и критика.» (№10, с. 22).
Асафьев-Глебов постоянно печатался в журнале «Музыка», а также сотрудничал с такими издательствами, как «Жизнь искусства», «Вечерняя красная газета», журналом «Музыкальный современник» (под редакцией А.Н. Римского-Корсакова). Из-за разногласий с последним, возникших на почве различной оценки ряда новых явлений в музыке (концерты Мясковского, Прокофьева, Стравинского) Игорь Глебов ушел из журнала. Но тем не менее, все до одной работы критика вызывали большой ажиотаж в творческих кругах. Популярность его статей была обусловлена глубокой, разносторонней эрудицией, превосходным знанием классического музыкального наследия и других искусств, истории, философии, литературы, постоянным стремлением критика проникнуть в саму суть явления.
В 1917 году Игорь Глебов – один из учредителей, редакторов и основных авторов журнала «Мелос» (название принадлежит самому автору). В критических статьях этого периода Асафьев борется с косностью, рутиной, продвигая все новое, молодое, талантливое. Он пишет работы о:
Чайковском – восстает против реакционной критики, умаляющей его значение;
Танееве – опровергает мнение о «сухости» и «академизме» произведений автора;
Рахманинове – защищает его от обвинений в «салонности» и вскрывает глубоко национальный, песенный характер его мелодизма;
Мясковском – борется за признание его композитором, возродившим подлинный симфонизм;
Прокофьеве – призывает к признанию его молодого таланта, острой и самобытной творческой мысли.
Активно участвовал Борис Владимирович в работе музыкальных театров, концертных и культурно-просветительских организаций Петербурга. Он систематически выступал со статьями о русском оперном творчестве, способствуя популяризации великих творений русских композиторов-классиков. Таким образом, уже первоначальный этап критико-публицистической деятельности Игоря Глебова можно охарактеризовать как борьбу за русскую музыкальную классику и за признание молодых талантливых русских композиторов.
С 1919 года Асафьев был тесно связан с Большим драматическим театром, где написал музыку к ряду спектаклей. Он создает первый советский балет «Карманьола», написанный специально для исполнения в рабочих клубах под сопровождение фортепиано. С 1919 по 1930-й год он работал в Институте истории искусств, где с 1920 года руководил отделением истории музыки. С 1925 года Асафьев также занимал должность профессора в Ленинградской консерватории.
1920-е годы – один из самых плодотворных периодов научной деятельности Асафьева. В это время были созданы следующие работы:
«Симфонические этюды» – цикл статей, посвященных русской оперной и балетной классике. Этот труд всегда оставался любимой книгой Асафьева и сыграл очень важную роль в развитии советского музыкознания. В «Симфонических этюдах», подытожив свои многолетние наблюдения и размышления над творчеством русских композиторов, Асафьев выступил с развернутой и обоснованной концепцией самобытности и мировом значении русской музыкальной классики, противопоставив это мнение распространенному тогда в историческом музыкознании взгляду на русскую музыку как на некий «русский вариант» западноевропейского романтизма;
«Письма о русской опере и балете», где в доступной форме автор излагает свои мысли касательно выдающихся произведений русской классики – о «Руслане и Людмиле» Глинки, «Хованщине» Мусоргского, «Спящей красавице» Чайковского, «Князе Игоре» Бородина, «Русалке» Даргомыжского, балетах Глазунова, «Китеже» Римского-Корсакова;
«Русская музыка от начала 19 столетия» – очерк развития русской музыки, рассматриваемой в связи со всем общественно-историческим процессом. Здесь Асафьев дает верные и точные характеристики русских композиторов и их произведений, оценивает доглинкинский период русской музыки, определяет две основные линии в развитии русского классического симфонизма – «объективно-жанровую» и «субъективно-эмоциональную». Многие положения этой книги, впервые высказанные и обоснованные Асафьевым, стали общим достоянием отечественного музыкознания. Эта работа послужила отправным пунктом для дальнейших исследований музыковедов в данной области;