По определению, эта форма состоит из двух разделов- А и В, где В- служит логическим дополнением к А. Каждый раздел при исполнении обычно повторяется: АА ВВ. Постепенно, раздел В стал протяжённее раздела А, и, к началу 18 века, после него стали вводить повторение раздела А ( или его части). Таким образом, возникла законченная двухчастная форма, которая может быть выражена схемой АВА, с повторениями- ААВВАА, в неё вошли и другие элементы.
Стержень композиции Сонатной формы- в движении тональностей. Костяк тонального движения выражается формулой Тоника-Доминанта в первой части и Доминанта- Тоника во второй ( Т-основная тональность; Д-побочная).
Такой путь логического разворота произведения надолго утвердился в предклассическом построении Сонатной формы, названной Старинной и состоящей из двух разделов: экспозиции и репризы ( вторую часть старинной сонатной формы можно назвать "разработкой- репризой").
Весь материал, изложенный в экспозиции в основной тональности- получил название Главной партии, а материал, изложенный в побочной тональности- соответственно назвали Побочной партией.
Следование тональностей в Репризе обратное, но название партий было закреплено и за материалом. Сопоставление двух тональных центров отвечает, интуитивно найденному в музыке, логическому противопоставлению тезиса и антитезы, оно составляет содержание Экспозиции.
Реприза представляет собой обратное соотношение "антитеза- тезис". Начальный материал Главной партии экспозиции попадает в репризе в новые тональные условия, подвергается тональному развитию, становится неустойчивым. Материал Побочной партии из Экспозиции, наоборот, оказывается в условиях тональной устойчивости и выступает в функции общего итога, синтеза, заключения
Наряду с тональным развитием, начинает формироваться логика тематического развития. Тематический контраст партий экспозиции возник не сразу. Постепенно нащупывается разница в способах изложения однопланового тематизма, в его фактуре и структуре. По этим каналам- тональному плану, фактуре, структуре- проникает в Сонатную форму тематический контраст.
Подтверждением изложенного, служит краткий обзор строения и движения тональностей в "Избранных сонатах" Доменико Чимарозы, изданных в 1988г. московским издательством "МУЗЫКА" под редакцией С. Мовчана.
№1. "Соната" A-dur написана в Предклассической сонатной форме. Главная и Связующая партии близки по тематизму в А-dur и в E-dur
Главная партия
Связующая партия
Побочная партия начинается в h-moll ( тональности минорной двойной доминанты).
Заканчивается на Доминанте ( E-dur)
Разработка отсутствует
В Репризе Главная партия звучит в основной тональности,
Связующая модулирует в D-dur (субдоминанту), заканчиваясь в E-dur (Доминанте) . Побочная партия в основной тональности A-dur
В Коде первый каданс прерванный на VI ступени
№2 "Соната" G-dur написана в Старосонатной форме . Отличительной чертой этой формы является отсутствие материала Главной партии в Репризе. Тематизм Главной и Побочной сближен. Главная партия в основной тональности
Побочная - в доминантовой
Разработка отсутствует. Реприза начинается с развития тематического материала каданса Побочной партии в g-moll (одноимённом миноре).
Побочная партия в Репризе, без изменений, транспонирована в основную тональность.
№3. "Соната" g-moll написана в Предклассической сонатной форме с элементами разработки. Главная партия путём сопоставления проводится в g-moll
И в параллельном мажоре.
Связующая тематически близка главной, начинается в параллельном мажоре, заканчиваясь на его Доминанте.
Побочная партия ритмически близка Главной и Связующей. Она в B-dur состоит из двух одинаковых предложений в верхнем и среднем регистрах.
Экспозиция заканчивается мажорным кадансом.
Реприза с элементами разработки: изменения происходят в материале Побочной партии. Появляется несколько связок.
Реприза начинается с проведения Главной партии в основной тональности. G-durная связка приводит в c-moll (субдоминанта)