Первая опера "Причуды графа" была поставлена в Неаполе в 1772г. Затем он жил попеременно в Риме и Неаполе, совершая путешествия по Европе. Сочинял и ставил оперы, став признанным корифеем, но не стал избалованной самовлюбленной знаменитостью
Однажды один известный художник целый вечер ухаживал за композитором, всячески стараясь польстить мастеру. Он угодливо заявил, что Чимароза стоит выше Моцарта, на что тот ответил: "Полноте. Дорогой синьор, что бы вы сказали, если бы какой-нибудь глупый нахал стал утверждать, что вы лучше Рафаэля?"
В 1787-1791 Чимароза занимал должность придворного музыкального директора и руководителя придворной Итальянской оперы в Санкт-Петербурге. В 1792г. в Вене по заказу Императора Леопольда II был создан шедевр Чимарозы "Тайный брак". Спектакль так понравился Императору, что повторен сразу же. без перерыва. В 1794г. была написана блистательная опера "Женское коварство".
Чимароза приветствовал Великую Французскую Революцию с идеей Свободы, Равенства и Братства, участвовал в восстании неаполитанских патриотов в 1799г, переложив для оркестра "Карманьолу".
С возвращением к власти Бурбонов, Чимароза был брошен в тюрьму и приговорён к смертной казни. Что бы спасти ему жизнь, за него ходатайствовали послы княжеств и королевств. В тюрьме с ним обращались очень жестоко.
После освобождения, всегда улыбавшийся, жизнерадостный толстяк Чимароза превратился в измождённого инвалида. Екатерина II пригласила его к своему двору, но тяжело больной композитор доехал только до Венеции, где и скончался в 1801г.
В наследии композитора 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для клавесина, концерт для 2 флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная месса и много других произведений в церковных жанрах .
Инструментальное творчество Чимароза не исследовано в русскоязычной музыковедческой литературе, но внимательный слушатель заметит, что мелодические обороты, построение мотивов, ритмическая структура мелодий близка музыке его оперных произведений
Сонаты, в большинстве случаев, одночастны и просты по форме (период, сложный период, простая двухчастная форма, сонатная форма без разработки), что по форме близко вокальным построениям- н. п. ариозо, каватина, небольшая ария, наконец песня.
Обращает на себя внимание отсутствие "квадратности" в периодах и предложениях, что также роднит эту музыку с вокальными формами, напоминает, порой, мелодизированный речитатив
Наконец, аккомпанемент, по своему характеру близок к прозрачной, очень экономной, но не сухой, партии оперного оркестра Чимарозы. Импонирует экономность музыкальных средств, с помощью котрых композитор достигает интересных эффектов
В его арсенале секвенционное развитие мелодии, сопоставление параллельных тональностей, "деликатные", даже изысканные повторения фраз и отдельных мотивов, дающих, в каждом отдельном случае, новую, неповторимую краску.
Пристрастие к бемольным тональностям делает палитру его музыки светлой, переливчато-прозрачной. Отсутствие контрастов в музыкальной ткани его сонат- дань традициям барокко.
Чимароза рассматривает одну музыкальную мысль со всех сторон и находит интересные ракурсы и обороты темы. Композитор умело использует остинатную пульсацию восьмых в аккомпанементе. Напрямую с этим связаны элементы скрытой полифонии в сопоставлении голосов. Мелизмы пронизывают музыкальную ткань, не разрывая мысли
Сумма этих приёмов делает его сонаты лёгкими, доступными ребёнку, как по форме, так и по содержанию. В то же время, это "настоящая" музыка, без досадных примитивных мелодических оборотов и гармонических решений. Кроме того, она довольно легко читается, как по вертикали, так и по горизонтали, что особенно важно при освоении произведений крупной формы.
Как и любому другому клавесинисту, Чимарозе приходилось умещать свои идеи в целомудренную форму небольшого высотного и динамического диапазона. "Только в ограничении сказывается мастер"- писал Гёте.
Для анализа форм избранных сонат Чимарозы необходимо небольшое отступление.
Термин "Сонатная форма" был введён музыкантами- теоретиками в конце 18 века для характеристики типичной формальной структуры, которая наблюдается в некоторых частях классической сонаты, хотя, подобная структура может присутствовать и в любых других жанрах инструментальной музыки классического периода.
Поскольку, описываемая структура почти всегда наличествует в первых частях сонатных циклов, которые, как правило, сочиняются в подвижных темпах, эту форму называют "Сонатным аллегро".
Сонатная форма явилась итогом длительной эволюции, детали которой до сих пор составляют предмет дискуссий. Важным элементом явилась т. н. Двухчастная форма, типичная для танцевальной музыки барочного периода