Сравнительный анализ части Sanctus из Реквиемов Г. Берлиоза и Г. Форе

Материалы » Requiem как духовно-концертное произведение в творчестве французских композиторов-романтиков » Сравнительный анализ части Sanctus из Реквиемов Г. Берлиоза и Г. Форе

Страница 1

Гектор Берлиоз и Габриель Форе – композиторы, внесшие огромный вклад в развитие французского музыкального искусства и принадлежащие к числу ярких новаторов в истории музыки. Совершенно противоположные по характеру, темпераменту, взглядам на жизнь и творчество, они, в то же время, схожи своей оригинальностью, целеустремленностью, внутренней силой и жизненной энергией.

Берлиоз обладал крайне импульсивной, вспыльчивой натурой. Шуман писал о нем: «Берлиоз вовсе не хочет казаться учтивым и элегантным: если он ненавидит, то яростно вцепляется в волосы, если любит – готов задушить в объятиях…» [44, стр. 122]. Композитор стремился к экспрессии любой ценой. Первый принцип музыкального мировоззрения Берлиоза – не чувственная красота, а выразительность, ради которой можно нарушить любые правила из учебника голосоведения, любые академические рецепты. Есть еще одна драгоценная особенность гения Берлиоза: это абсолютная, доходящая до фанатизма, музыкальная честность. За всю жизнь Берлиоз не написал ни одной ноты, в необходимость которой он не верил, и ни на шаг не уклонился от того, что он считал своим художественным исповеданием веры. Ни легкий успех, ни овации, ни полные сборы, ни репутация любимца салонов его не соблазняли: «для успеха» он не сочинил ни одного такта. От музыкальной практики французской революции композитор берет, прежде всего, ставку на массовость исполнения. Молодой Берлиоз вдохновляется двумя идеями – музыкой и политической свободой. В это самое время воплощается в жизнь его гениальное, глубоко революционное произведение – Реквием, посвященный памяти жертв революции и насыщенный огромным драматизмом, духом действия и борьбы.

Своеобразным контрастом по сравнению с личностью Берлиоза является натура не менее гениального французского композитора Габриеля Форе. Все, кто близко знал композитора, отмечают какую-то особую, присущую только ему мудрость, неотразимое обаяние которой состояло в исключительной доброте и сердечности. О невероятной терпеливости и выносливости говорит тот факт, что в течение последних двадцати лет жизни Форе стоически переносил неизлечимый недуг, особенно мучительный для музыканта – артериосклероз слуховых центров. Характерная черта личности композитора – скромность. Он избегал публично излагать свои взгляды. Жизненное кредо: «Мир – это порядок, человек – это беспорядок».

Камерная музыка стала основной сферой творчества Габриеля Форе. После периода блистательного расцвета у Куперена и Рамо французская камерная музыка благодаря засилью концертно-театральной музыки была низведена в XIX веке до уровня салонного искусства. Нужно было обладать большим мужеством, самоотверженностью и верой в высокое предназначение, чтобы в таких условиях решиться на столь рискованный для репутации композитора выбор. В то время как Берлиоз – менее всего миниатюрист. Более того, он ненавидел всей своей кровью развлекательную музыку, «легкий жанр».

Общим фактором в обращении обоих композиторов к жанру Реквиема является то, что и Берлиоз, и Форе создали его в ранний период творчества. Этому предшествовала глубокая физическая и душевная депрессия, смерть близких людей. Но написанная музыка говорит о том, что жизнелюбивый дух авторов не был сломлен чередой несчастий. Как часто бывает в искусстве с большими художниками, конечный результат превосходит первоначальное намерение: идея вечного покоя, противостоящая преходящему миру человеческих страданий, раскрывается с такой нежностью, лаской теплотой и сердечностью, что в итоге она превращается в нечто противоположное – в выражение любви и сострадания к человеку и его скорбной участи.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru