Аннотация на хор "Нету, нету тут мосточка" из оперы "Мазепа"

Материалы » Аннотация на хор "Нету, нету тут мосточка" из оперы "Мазепа"

Композитором

оперы является Чайковский.

Петр Ильич Чайковский (1840–1893), русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Родился 25 апреля 1840 в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера И.П. Чайковского и Александры Ассиер. Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери (1854). В детстве получил домашнее воспитание, а затем, после двух лет занятий в пансионе, поступил в петербургское Училище правоведения (1852). Окончив его в 1859, стал чиновником Департамента юстиции. С 14 лет начал проявлять склонности к композиции, в 1860 или 1861 опубликовал романс на итальянский текст и тогда же, совершив путешествие по Западной Европе (1861), решил заняться музыкой, прежде всего гармонией, под руководством Н.И. Зарембы. В 1862 он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой. Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории А.Г. Рубинштейна и за время обучения создал несколько произведений, в том числе увертюру «Гроза» по одноименной пьесе А.Н. Островского и кантату «К Радости» на стихи Ф. Шиллера. В 1866, сразу после окончания консерватории, был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, открытую в том же году братом Антона Рубинштейна – Николаем Рубинштейном. В течение первых двух лет в Москве Чайковский сочинил свою «Первую симфонию» («Зимние грезы», 1866) и первую оперу «Воевода», которая была поставлена в Москве в 1869 (после премьеры уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровым партиям). Вторая опера, «Ундина», была представлена в дирекцию Императорских театров, но не дошла до сцены и впоследствии была уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет Лебединое озеро). Оркестровая увертюра «Ромео и Джульетта» получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но после значительной переработки в 1870 и 1880 это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора. Удача начала поворачиваться лицом к музыканту в первые годы следующего десятилетия, когда появились «Вторая» и «Третья» симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестровая фантазия Франческа да Римини (1876) и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1877). Две следующие оперы Чайковского – «Опричник» и «Кузнец Вакула» (вторая из них стала победительницей на конкурсе, объявленном дирекцией Императорского русского музыкального общества) и балет «Лебединое озеро» были поставлены соответственно в 1874, 1876 и 1877.

К перечню его работ этого периода можно прибавить заграничные поездки – в Швейцарию, Италию, в Париж и Байройт. Но в 1877 произошли два очень важных события. Первое – начало загадочной дружбы Чайковского с Надеждой фон Мекк, вдовой, обладательницей огромного состояния, обожавшей музыку вообще и в особенности музыку Чайковского, в течение многих лет поддерживавшей композитора, но не желавшей с ним встречаться. Второе – женитьба Чайковского на Антонине Милюковой. Чайковский имел гомосексуальные наклонности, причем испытывал по этому поводу глубокое чувство вины; в 1876 он говорит в письме к брату о своем решении жениться или вступить в открытую связь с женщиной и тем самым заткнуть рты сплетникам. Последствия оказались ужасными: Чайковский попытался покончить с собой, но, так и не сумев сделать этого, срочно уехал от жены. Чайковский много лет обеспечивал Милюкову, но никогда более не встречался с ней; она умерла в 1917, последние два десятилетия своей жизни провела в приюте для умалишенных. Зиму 1877/1878 Чайковский прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил два шедевра – «Четвертую симфонию» и оперу «Евгений Онегин». Надежда фон Мекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год (ее выплата была прервана внезапно в 1890), что позволило ему оставить педагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве. После описанных событий жизнь Чайковского потекла по прежнему руслу. В 1885 он устроил себе постоянное жилище в Майданове под Клином, затем в 1888 перебрался в соседнее Фроловское и незадолго до смерти, наконец, приобрел собственный дом на окраине Клина. Он всегда проводил много времени за границей, подолгу жил в поместьях своих родных (особенно в украинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского – Александры) и друзей. В этот период появляются три оперы – «Орлеанская дева» (поставлена в 1881), «Мазепа» (поставлена в 1884) и «Чародейка» (поставлена в 1887), а также скрипичный концерт ре мажор (1878), «Второй фортепианный концерт» соль мажор (1880), «торжественная увертюра» 1812 год (1881), «трио Памяти великого художника» (1882), посвященное Н.Г. Рубинштейну, три оркестровые сюиты (1879, 1883 и 1884), симфония Манфред по поэме Байрона (1885). В 1888 году Чайковский вступил на новое поприще. Он преодолел отвращение к публичным выступлениям и постепенно начал дирижировать своими произведениями в Петербурге и Москве. С января по март 1888 он совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Год спустя состоялась вторая зарубежная концертная поездка Чайковского. В промежутке были сочинены Пятая симфония ми минор (1888), увертюра-фантазия «Гамлет» (1888) и вчерне завершен балет «Спящая красавица». Оркестрован он был в течение лета 1889 и поставлен в начале следующего года. В 1890 появилась лучшая опера Чайковского – «Пиковая дама».

Весной 1891 Чайковский совершил свою первую (и единственную) поездку в Соединенные Штаты, где выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии, причем обнаружил, что в Америке он известен гораздо больше, чем в Европе. Вернувшись в Россию, он посвятил летние месяцы сочинению баллады для голоса с оркестром «Воевода», одноактной оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик». И опера и балет были поставлены в 1891, но имели на премьере столь скромный успех, что огорченный композитор даже прервал работу над почти законченной Шестой симфонией ми бемоль мажор. Три части из этой симфонии (по авторскому подзаголовку – симфония Жизнь) впоследствии были превращены автором в «Третий фортепианный концерт», оставшийся после смерти композитора незавершенным: первая часть была издана учеником Чайковского С.И. Танеевым как Третий концерт ми бемоль мажор, ор. 75, а две других части Танеев отредактировал и опубликовал под названием Анданте и Финал для фортепиано с оркестром, ор. 79 (фактически оба опуса представляют собой одно произведение, и в последнее время именно так исполняются некоторыми пианистами). Вначале 1893 Чайковский начал работу над «настоящей» Шестой симфонией си минор. Сочинение было прервано поездкой в Англию, куда Чайковский отправился для получения присужденной ему степени почетного доктора музыки в Кембриджском университете. Симфония была закончена в августе, а исполнена впервые под управлением автора в Петербурге 28 октября. Буквально накануне премьеры композитор дал симфонии подзаголовок Патетическая. Через пять дней Чайковский заболел холерой, которой, как считали, он заразился, выпив стакан сырой воды. Умер Чайковский в Петербурге 25 октября 1893.

Либретто к опере написал

В. Буренин вместе с самим композитором.

Виктор Петрович Буренин – известный критик, поэт и драматург, сын архитектора; родился в 1841 г.; учился в московском дворцовом архитектурном училище. Первыми печатными произведениями его были юмористические куплеты: «Шабаш на Лысой горе, или Журналистика в 1862 г.» (в «Искре» 1862 г.) и «Драматические сцены» по поводу выхода «Современника» (в «Современнике» 1863 г., кн. 4), за подписью «Владимир Монументов». На страницах «Искры» 1863 – 66 годов появился ряд юмористических стихотворений Буренина. В 1863 г. в журнале «Зритель» Буренин поместил ряд стихотворений оригинальных и переводных, а также юмористических очерков в стихах и прозе под разными псевдонимами. В 1863 г. Буренин переселился в Санкт-Петербург, где в первые годы не покидал своей профессии архитектора, состоя помощником архитектора по клинике баронета Виллие. В это время появляются его переводы стихотворений Барбье, Томаса Гуда, Виктора Гюго, Гейне, Байрона, Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи, Гуцкова, Кальдерона, Леопарди, Ариосто и др. Некоторые из них были напечатаны в «Библиотеке для чтения» Боборыкина, в «Русском Слове» Благосветлова и в «Вестнике Европы» (с 1868 г.), «Беседе», «Деле»; писал также в «Неделе» (под псевдонимом «Благонамеренного гражданина»), в «Отечественных Записках» редакции Некрасова; здесь в числе различных пьес Буренина, переводных и оригинальных, был напечатан ряд юмористических его стихотворений-пародий под общим заглавием «Военно-поэтические отголоски» (1871, кн. 1 и 3). Эти стихотворения подписаны псевдонимом «Выборгский пустынник» так же, как и «Песнь о Педефиле и Педемахе» (вышучивание Каткова и Леонтьева), напечатанные в том же журнале (1871, кн. 6). Начиная с 1865 г., Буренин отдался преимущественно газетной деятельности, работая в качестве одного из постоянных сотрудников «Санкт-петербургских Ведомостей» редакции В.Ф. Корша, где еженедельно, почти в течение 10 лет, появлялись его обзоры «Журналистики» и критические фельетоны, подписанные буквою Z. Под псевдонимом «Маститого Беллетриста» он печатал там же свои рассказы и повести. Наравне с А.С. Сувориным Буренин был один из видных застрельщиков воинствующего либерализма. Его язвительные насмешки над консервативными писателями «Русского Вестника» так ожесточили последних, что по проискам их у Корша в 1874 г. была отнята газета. Но вскоре деятельность Буренина изменяется до неузнаваемости. Он становится членом редакции газеты «Новое Время» и одним из главных застрельщиков реакции 1880-х годов. Еженедельно появлялись его «Критические очерки» и время от времени пародии и памфлеты в стихах под псевдонимом «Граф Алексис Жасминов». Отдельные сборники сочинений Буренина: «Очерки и пародии» (СПб., 1874); «Былое», стихотворения (СПб., 1880); «Стрелы», стихотворения (СПб., 1880; 2-е изд., СПб., 1889); «Песни и шаржи», новые стихотворения (СПб., 1886); I – «Мертвая нога» (таинственный процесс) и II – «Роман в Кисловодске» (3-е изд., СПб., 1889 – две повести); «Из современной жизни. Фельетонные рассказы Маститого Беллетриста и пр.» (СПб., 1879); «Критические очерки и памфлеты» (СПб., 1884); «Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд» (СПб., 1884); «Критические этюды» (СПб., 1888); «Хвост» (собрание пародий, 1891; 3-е изд., 1893); «Пипа и Пуся», юмористические рассказы» (СПб., 1894); «Голубые звуки и белые поэмы» (1895). Буренин написал либретто к опере Ц. Кюи «Анджело» (СПб., 1875) и драматические произведения: «Медея» (СПб., 1884, в сотрудничестве с А. Сувориным); «Мессалина» (1885); «Смерть Агриппины» (СПб., 1886); «Комедия о княжне Забаве Путятишне и боярыне Василисе Микулишне» (М., 1890); «Пленник Византии» (драма, 1893); «Диана Форнари» (драма, 1894); «Все хорошо, что хорошо кончилось» (комедия, 1893); «Матрона Эфесская» (оперетта, музыка Иванова); «Ожерелье Афродиты» (драма, 1896); «Потонувший колокол» (перевод сказки-драмы Г. Гауптмана, 1897); «Сердце принцессы Озры» (1898); «Забава Путятишна» (текст к опере, музыка М. Иванова, 1897); «Не знаешь, где найдешь» (комедия, перевод); «Женщина с кинжалом»; «Нерон» (трагедия, перевод); «Императрица Византии» (драма) и др. Часть драматических произведений вошла в сборник «Театр» (т. I–II). Буренин, как лирик, превосходно владеет стихом; очень удачны его переводы иностранных поэтов; в оригинальных серьезных стихотворениях раннего периода чувствуется поэтическая жилка. Часто блестяще остроумны, при всей своей грубости, пародии и шаржи Буренина. Как критик он лишен определенных критериев, вялый в тех чрезвычайно редких случаях, когда хвалит, ярок только в своих отрицательных оценках. Все литературное движение последних 40 лет находило в нем ожесточенного противника. Но литературная физиономия Буренина определяется не столько этим враждебным отношением, сколько теми приемами, к которым прибегал критик в своих выпадах. В академических выражениях эти приемы не могут быть охарактеризованы. Все то, что неразрывно связано с представлением о «Новом Времени», в лице Буренина получило свое наиболее яркое выражение.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru