Отгремело Полтавское сраженье. Вместе со шведами спешит покинуть Украину Мазепа. Тщетно искал его во время боя Андрей. И теперь, придя к разрушенной усадьбе Кочубея, он особенно остро переживает потерянную возможность мести. Слышится конский топот – это Мазепа и Орлик спасаются от преследования. С обнаженной саблей бросается навстречу своему врагу Андрей, но Мазепа опережает его, смертельно ранив выстрелом из пистолета. Всходит луна, и в ее призрачном свете появляется из-за деревьев Мария. Зрелище смерти отца лишило ее рассудка. С ужасом и болью смотрит на нее Мазепа, но Орлик торопит его и, спасая свою жизнь, гетман скрывается вместе с ним. Неожиданно Мария замечает раненого Андрея. Не узнав его, она принимает его за ребенка, уснувшего в траве… Положив его голову к себе на колени, она поет умирающему колыбельную песню.
Хор и пляска «Нету, нету тут мосточка» находится в первом действие, в первой картине. Так же в опере есть еще такие хоры как: в первом действие, в первой картине хор девушек «Я завью, завью венок мой душистый», женский хор «Не гроза небеса кроет тучею» который находится в первом действие, во второй картине. Во втором действие в третьей картине, есть народная сцена в которой присутствует хор «Скоро ли? Везут ли?». В финале второго действия, есть хор «Уходи же! Близок, близок страшный час, близок казни час».
Хор написан для партий S, А, Т, Б. Тональность произведения g-moll. В 39 и 51 тактах тональное отклонение в Des-dur. В 41–44 и 53–56 секвенция. В 57 – 61 такте отклонение в G-dur и moll.В 57–60 тактах секвенция в партии сопрано. В 62 и 64 такте отклонение в As-dur. Размер – Alla breve, то есть 4/4 исполняется по двухдольной схеме. Фактура гомофонно-гармоническая. Форма трехчастная. Первая часть с 1–32. Вторая часть с 33–62. Третья часть с 63–79. Авторский темп Moderato, что в переводе обозначает «умеренно». Динамика в произведение разнообразная от р до ff. Кульминация в произведение приходится на 68 – 77 такт. В произведение встречается пунктирный ритм, такой как: