В Концерте для фортепиано и духовых, как и во многих других сочинениях можно услышать народные интонации (интонации народного колыбельного жанра). Он внедряет в форму второй части тематический материал: (пример).
В иллюстрируемом примере особенно ярко обозначены черты русского народного мелоса в теме, экспонируемой в оркестровой партии. Ее характеризует присущий данному жанру ритмический рисунок (четверть с точкой и восьмая), опирающийся на равномерное остинатное движение восьмых в фортепианной партии. Метроритмическая плавность, устойчивость сопрягается с простой диатонической мелодией, вызывающей ассоциации со множеством народных напевов. Чрезвычайно образно характеризует такое органичное восприятие Стравинским фольклора А. Корто: «…Стравинский наполняет дыханием русского фольклора свои мелодии…».
Остинатность фигурационной фактуры особенно рельефна в сопоставлении оркестровой и фортепианной партий в Концерте.
Распределяя музыкальный материал в обеих партиях в соответствии с законами инструментального диалога, которые заключаются в равнозначности, равноценности партий в общем развитии, композитор использует аналогичные виды фактуры.
Чрезвычайно часто Стравинский таким образом формирует оркестровую партию, что она дублирует конструкцию соответствующей ей фортепианной партии. Возникающая своеобразная «перекличка» имитационного контрапункта в обеих партиях пронизывает все фактурные пласты в Концерте.
Присуща она и эпизодам с ярко выраженной фигурационностью изложения. Причем, наблюдается как и отмеченная ранее остинатность определенного виртуозно-технического приема в конкретной ритмической структуре. Так, например, огромное конструктивное значение в экспонировании фактуры первой части Концерта получила ритмическая формула главной темы Allegro. Впервые появляясь в октавно-аккордовом изложении фортепианной ткани в несколько измененном варианте она охватывает многие тематические линии (примеры).
В ритмических рисунках иллюстрируемых примеров наблюдаются и определенно сходные черты. Это характерные сочетания звеньев четырех шестнадцатых и двух восьмых, которые, несмотря на небольшие изменения в процессе изложения, сохраняют стабильность ритмической структуры. Ее создают сходные группировки двух шестнадцатых, формирующие начало всех трех тематических проведений в анализируемых примерах.
Ритмическая структура Концерта состоит из ряда идентичных ритмических рисунков. Естественно, это связано с техникой имитационного диалога, используемого Стравинским в Концерте.
Этот композиционный прием играет значительную роль в характере метроритма в Концерте. Краткий первоначальный «скандированный» мотив в Allegro представляет собой не только формирующее «ядро» многих тематических и ритмических структур, но и существенным образом определяет характер интенсификации метроритма.
В фортепианной ткани Концерта Стравинским широко используется один из вариантов «ступенчатой» динамики – контрастное противопоставление удаленных регистров. Принцип динамической дифференциации фортепианных регистров выполняет существенную формообразующую роль: он осуществляет расслоение музыкальной ткани по вертикали. Его действие в фактуре создает выразительный красочный эффект, темброво дифференцируя музыкальные интонации. Яркие, красочные, контрастно регистровые «реплики» в фортепианной ткани Концерта (аналогичные «возгласам» деревянных духовых) придают отдельным его эпизодам еще большую динамическую импульсивность и напряженность.