Ещё одно песенное произведение Б. Темирканова - «Праздничная песня», написанная в конце 70-х годов. Она представляет собой торжественный праздничный марш, о чём говорит сам текст выбранного композитором стихотворения. Это песня о родной и любимой стране, о дружбе, о счастье жить без войны: «чтоб дети не знали чёрного слова - война!»: Зовут нас всегда в небо вершины Во имя родной и любимой страны. Мы многое в жизни уже совершили, Мы дружбой нашей сильны.
В отличие от двух предыдущих произведений, предназначенных для сольного исполнения, эта песня написана для хора в сопровождении оркестра. Гимнический, торжественный характер музыке придаёт 2-х- тактовое вступление, в котором трезвучия Т и Д, изложенные в чёткой аккордовой фактуре, звучат как трубные фанфары, а подчёркнутая октавной дублировкой басовая тема создаёт ощущение масштабности и размаха. Необычным для песни маршевого склада является размер 12/8, но пунктирное дробление первой доли во вступительном двутакте только усиливает характер праздничной маршевости:
|
Хоровая партия написана для смешанного хора с довольно высокой тесситурой у сопрано (соль – си-бемоль второй октавы в момент кульминации). Её тональность в оригинале – Си-бемоль мажор. Несмотря на то, что песня написана в простой куплетной форме (2 куплета с небольшой кодой на теме вступления), она оставляет впечатление цельности. Это особенно проявляется в заключительном разделе «И летит наше знамя над миром», где тема вступления, напоминающая трубные фанфары, объединяется с кульминационным звучанием хора.
Гармоническое развитие в «Праздничной песне» отмечено простотой и лаконизмом: используются простые «плакатные» гармонические краски, например, оборот: Т – S – Д (начало 1 куплета). Определённое национальное своеобразие вносит оборот Д – S – II – Д7 – Т (т.т.6 – 10, см. приложение).
Песня «УэрэджыIакIуэм деж», написанная на стихи К. Эльгарова, также относится ко второй половине 70-х годов. Она была опубликована в сборнике «Небо родимого края», имеющем подзаголовок «Песни в исполнении Натальи Гасташевой» в 2004 году, но стала популярной и приобрела известность в её исполнении гораздо раньше. Это песенное сочинение Бориса Темирканова предназначено для сопрано в сопровождении фортепиано. Тесситура вокальной партии довольно высокая - ля-бемоль и си-бемоль второй октавы в моментах кульминаций.
Содержание песни – воспоминание о прошедшей, но не забытой любви, которая спустя много лет отзывается болью в сердце героини. Само стихотворение Эльгарова весьма поэтично и образно, в нём нашло выражение сильное и искреннее любовное чувство:
В то прекрасное время
Мы жили с тобой в раю.
Любая песня была прекрасна,
Я начинала, а ты – подхватывал…
Теперь ты поднялся высоко,
И я не слышу больше той песни…
Песня написана в тональности соль минор в простой куплетной форме и содержит три куплета. Каждый из них – это небольшая зарисовка из прошлого, воспоминание о котором воодушевляет героиню. Поэтому кульминация песни находится в небольшом заключительном разделе третьего куплета, где голос как бы «взлетает» к конечной тонике, соль второй октавы.