Вокальная и хоровая музыка составляют важную часть творческого наследия композитора Бориса Темирканова. Его песни – это музыка, обращённая к национальным традициям, к темам, которые, с одной стороны, основаны на исторической памяти народа, а с другой - близки современному слушателю. Их отличает глубина содержания, искренность, настоящий лиризм, мелодическое обаяние.
Выбор поэтического текста никогда не бывает случайным для композитора. Стихотворная основа песни должна быть интересной, яркой, запоминающейся. Среди его песен и вокальных сочинений есть песни на стихи Кайсына Кулиева («Горский танец»), Инны Кашежевой («Триптих эпохи»), Зубера Тхагазитова («Лирическая» и «Жду тебя»), Мугаза Кештова («ШыкIэ пшынэ»), М. Психамихова («Адыгэ мэкъамэ» - «Кабардинский напев»), К. Эльгарова («УэрэджыIакIуэм деж»).
Тематика стиха определяет и его музыкальное содержание. Песни Бориса Темирканова всегда содержат яркий мелодический образ, они сразу «ложатся» на слух, легко запоминаются. Композитор не старается ошеломить слушателя сложным музыкальным языком, его музыка достаточно проста. Но в любом его песенном сочинении есть та индивидуальность, которую слушатель может уловить с первых же тактов песни.
Одним из самых ярких образцов вокального стиля Б. Х. Темирканова является песня «Адыгэ мэкъамэ» («Кабардинский напев»). Она написана в раннем периоде творчества (1970 год) на стихи М. Психамихова.
Текст песни является как бы размышлением поэта о собственной жизни. Он содержит в себе высокие поэтические метафоры и символы, связанные с историей народа, образами отчего края, красотой его природы:
I. Кабардинская музыка – душа моя. Если бы не ты, жизнь казалась бы мне пустой. Вода, которую я пью, казалась бы мне горькой. Кабардинская музыка подобна реке, как река льётся.
II. Слушаю стук часов, вспоминаю историю своего народа, перед глазами проходит жизнь предков. Её можно понять без слов. Когда я призываю к мужеству, голос мой становится настойчивым.
Песня написана в простой куплетной форме, в ней три куплета. Первый и третий куплеты являются как бы обрамлением, повторяя друг друга. Таким образом, в песне на основе куплетности возникают черты трёхчастной репризной формы. Это интересная находка композитора, поскольку в первом и третьем куплетах содержится основная идея стихотворения.
Вступительный раздел (Moderato) – небольшой по протяжённости (7 тактов) - создаёт образ, близкий к эпическому: минорная тональность (соль минор), широкий диапазон звучания, глубокие октавные басы, «весомая» триольность ритмического рисунка, напоминающая подлинные эпические напевы-сказания (см. сборник «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов». Нальчик, 1981). Неквадратная семитактовая структура вступления даёт возможность в результате повтора характерного гармонического оборота t – VII создать масштабный и яркий образ, смысл которого можно связать со стихотворными строчками: «вспоминаю историю своего народа, перед глазами проходит жизнь предков».
Поэтический текст песни состоит из 3-х куплетов. Каждый из них используется как запев куплетной формы. Дальнейшее развитие музыки в припеве представляет собой вокализ без текста и происходит в опоре на простые гармонические обороты с преобладанием диатоники: t – d – VI – III – s – t – VII – t (например, такты 18 – 25). Их ясный, но суровый колорит воспринимается как напоминание о природных красотах отчего края. Подобные обороты часто встречаются и в произведениях других композиторов Кабардино – Балкарии.