Рис.
Здесь возвращается ораторский пафос первого раздела; в целом третья часть выполняет функции смысловой и жанровой репризы при новизне тематизма и тональности. В третьей части наиболее свободная форма, где наблюдается несоответствие строк поэтического текста и музыкальных построений. По мнению исследователей творчества Мусоргского, романс остался незавершенным[6]. Так, Е. Абызова пишет: «На этом рукопись обрывается: Мусоргский не смог окончить свое произведение»[1, с.109]. Но авторы данной работы придерживаются иного мнения: незавершенность «Надгробного письма», быть может, сродни незавершенности «Неоконченной симфонии». В самом деле, а как композитор мог убедительно закончить выражение столь сильного и горестного чувства? Не лучше ли было создать произведение, которое прерывается как будто от того, что больше нет сил продолжать надгробную речь? В пользу этого мнения, не претендующего на истинность в последней инстанции, говорит и вполне завершенное окончание музыкального построения. Со слов «Я робко, тревожно…» мелодия постепенно осветляется средствами мажоро-минора и заканчивается в устойчивом D-dur.
Анализируемые в данной главе романсы вряд ли можно в полном смысле слова назвать «музыкальным дневником» сложных, высокодуховных взаимоотношений Мусоргского и Н.П. Опочининой. В то же время, посвящения Опочининой не носят «случайного» характера, так как выражают те особые чувства, которые композитор питал к своему адресату. Не зная, какой была в жизни Надежда Петровна, и даже не имея ее портрета, можно составить «мысленный» портрет этой женщины, созвучный высоким идеалам выдающихся литературных произведений второй половины XIX века, героиням Толстого и Достоевского.
Каждый из текстов анализируемых романсов – Курочкина, Пушкина, Гейне – очевидно, тщательно отбирался композитором на предмет соответствия идеальному образу. Особенно информативен в этом смысле текст «Надгробного письма», где композитор, не найдя подходящего литературного источника, самостоятельно рассказывает о жизни, о высоких духовных качествах Надежды Петровны, и о том, какую исключительную роль она сыграла в его судьбе.
Бесспорно, Н.П. Опочинина была для Мусоргского идеалом женщины (подруги, возлюбленной, матери) и, вероятно, ее образ он опосредованно воплотил в своей прекраснейшей оперной героине Марфе. Здесь прослеживается явная смысловая параллель: Марфа, одержимая высокими идеалами, как и Опочинина в свое время, покинула свет, сбежав из княжеских теремов в раскол.