Лев Александрович Мей — талантливый русский поэт, яркий драматург, превосходный переводчик, работавший в окружении таких известных литераторов, как А. Ф. Писемский, Я. П. Полонский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. Н. Майков, М. Л. Михайлов, С. В. Максимов.
Творчество Л. А. Мея сыграло значительную роль в становлении русской оперы. В ближайшей связи с фольклорными и историческими интересами русских композиторов стоят две его драмы — «Царская невеста» и «Псковитянка». В 1850-70 гг. пьесы Л. А. Мея справедливо считались заметным явлением в русской исторической литературе.
Оба произведения посвящены одному и тому же периоду истории — эпохе Ивана Грозного. Пьесы основаны на совмещении подлинно исторического фона и вымышленной психологической драмы героев. Они явились важной вехой в развитии тематики и жанра историко-бытовой драмы и предвосхитили пьесы А. Н. Островского и А. К. Толстого.
Все драмы Л. А. Мея — «Царская невеста» (1849), «Сервилия» (1854) и «Псковитянка» (1860) — легли в основу одноименных опер Н. А. Римского-Корсакова[33]. И это не случайно. Композитора в этих произведениях привлекло сочетание исторической тематики с психологической драматичностью сюжета, любовный конфликт, лежащий в основе драм и возможность показа не только отдельных героев, но и массовых сцен. Н. А. Римский-Корсаков нашел у Л. А. Мея все, что ему необходимо было видеть в опере: глубинные русские характеры, старинный фольклор, напряженную психологическую драматургию, ярко национальный интонационный язык. Ему было близко то, что Л. А. Мей называл «песенным первообразом», «песенным типом» и «певучестью» действующих лиц.
Яркие национальные характеры своих героев поэт заимствовал из народного творчества, а именно из сказаний, преданий, былин и особенно песен. Творчество Л. А. Мея изначально находилось в тесной связи с народными музыкальными мотивами и образами.
В этом случае представляется возможным провести параллель между Л. А. Меем и А. С. Пушкиным, творчество которого также органично вошло в русскую музыкальную культуру и обусловило огромную популярность и востребованность произведений поэта русскими композиторами. Это обстоятельство способствовало укреплению связи русской литературы и музыки, прокладывая драматическим произведениям прямую дорогу к оперным сюжетам. Также стоит отметить, что в своих драмах Л. А. Мей опирался на традиции А. С. Пушкина в стремлении показать драматические события в их сложности и противоречивости.
Помимо драматургических произведений, композиторы «Могучей кучки» не раз вдохновлялись также и лирикой поэта — ими написано немало романсов на стихи Л. А. Мея. Его произведения привлекали своей искренностью и непосредственностью; их напевность и мелодичность определили притягательность его стихотворений для композиторов, в ряду которых были М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. А. Балакирев, А. Т. Гречанинов, Ц. А. Кюи, Э. Ф. Направник, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов.
Время, когда Л. А. Мей вступил на литературное поприще, ознаменовалось значительными достижениями в изучении национальной культуры и истории: к 1840 — 50-м годам относится деятельность таких подвижников русской культуры, как В. И. Даль, И. В. Киреевский, А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев. Творчество Л. А. Мея формировалось в обстановке горячего интереса к народному быту и творчеству. Литератор впитывал дух художественной атмосферы своего времени, что в значительной степени отразилось на характере его творческих интересов и определило круг тем и образов его сочинений.
Чтобы эстетические воззрения Л. А. Мея стали понятными, необходимо сделать историко-культурное отступление.
В середине XIX века эстетическая мысль развивалась в русле широкой общественно-политической активности. Писатели, художники, композиторы той эпохи не оставались в стороне от острых проблем современности. Искусство было ярким отражением взлетов и открытий своего времени. В соответствии с новым содержанием культуры менялся подход к художественной форме.
В 1840-х годах литературные вопросы были в центре общественного внимания. Это время характеризовалось острым противостоянием двух тенденций в русской культурной жизни: разгорелась «битва» между так называемыми «славянофилами» и «западниками», разделившая русских мыслителей на два лагеря. Это были не просто художественные объединения, а целые социально-политические философские направления со своим специфическим мировоззрением, взглядами, интересами. В них входили многие выдающиеся государственные деятели, ученые, философы, историки. Их деятельность отражала особенности развития духовной, культурной, социальной сторон жизни общества того времени.