В кульминации усилены все музыкально-выразительные средства: музыкальный материал звучит в мажоре, в высокой тесситуре, в динамике ff, с акцентом на слове "Ты", подчеркивая этим особое значение этого слова. Условно можно выделить две кульминации – такты 14 и 16. Первая условная кульминация связана с текстом "Ты бо еси спасение", а вторая кульминация- на слова :"Рода христианскаго" Тем самым Голованов выделяет основную смысловую идею всего произведения. Обращаясь к Богоматери на "Ты", мы воспринимаем Её как родного, близкого человека; подчёркиваем прямую связь - Богородицы и молящегося человека. Это можно расценить как желание композитором показать важность текста, неоспоримую веру во спасение человечества. Так же это говорит о массе молящихся, коллективности мольбы и прошения.
Далее, идёт динамический спад (с f на p, в течении двух тактов-16,17), скачок баса на октаву вниз; добавляется звук ми бекар (переход в мажорную сферу). Сфера молитвенности, звучавшая ранее в миноре переходит на другой уровень – мажорный. Скачок баса в 17 такте - высшая точка напряжённости, так как на тихой динамике, в низкой тесситуре озвучить этот момент партией баса в исполнительском плане очень сложно. После цезуры идёт всеобщее замедление, динамический уход, изменение фактурного изложения, укрупнение длительностей и появление мажора на слово: "Христианскаго". Остановка в 19 такте на первую долю аккорда, на окончание слова "Христианского" завершает второй условный раздел.
И, наконец, звучит заключение всего произведения. Темп- очень медленный (восьмая равняется 96.) Повторяется первоначальный музыкальный материал, но уже в укрупнённом варианте; изложение в динамике pp, звучание унисона в детских голосах, присутствие очень низких басов-профундо, тройное дивизи в басовой партии, подчёркивание каждой доли в каждом голосе. (19-22 такты). Повторение этого материала говорит лишь о том, что композитор создал так называемую "смысловую арку", которая объединяет всё произведение одной общей идеей: несмотря на все грехи, вера во спасение живёт в каждом человеке.
В 22 такте звучат аккорды, которые очень умело и логично приводят нас к последнему, заключительному аккорду- одноимённому Fis dur, в разложенном виде трезвучию, звучащему на фермате в динамике pp. Фермата всегда даёт возможность отслушать звучание аккорда, прочувствовать всю красочность аккорда, особенно в храмовой акустике. На этом состоянии человек заканчивает молитву.
Автор не использует резких контрастов, резкую смену динамики; не использует резкую смену темпов, образов. Всё это говорит о едином развитии произведения. Молитва - она живая внутри, но весь её смысл – связать Божественное и земное. Всё направлено на то, чтобы человек, приходящий в храм, молился и получал надежду.
Проанализировав в целом, можно сделать вывод, что композитор использует контрасты только в кульминации, потому что без контраста кульминацию невозможно выделить.
Я считаю, что если автор пишет это произведение таким выразительным языком, тесно связывая музыкальную мысль с текстом – это означает лишь одно: что автор сам верует искренне. Он искренне русский человек. Связано это также с богатым внутренним, душевным миром Голованова
Гармония играет существенную роль в музыкальной ткани произведений Голованова: в музыке Голованова она насыщена усложнёнными септаккордами, с задержаниями, с добавленными проходящими тонами, альтерирующими нотами; нередко встречаются у него и диссонансы. Но они у Голованова не бездушны, а понятны и естественны для слуха, передают особое настроение, усиливают значение текста.
Подводя некий итог знакомству с творчеством Голованова, можно отметить приближенность его сочинений скорее к концертным жанрам, нежели к храмовому пению. Блестящий композитор- интерпретатор произведений русских композиторов, погружённый в исполнение репертуара, Голованов воспроизвёл в духовных сочинениях реально звучащий мир.
Почитание Божией Матери Головановым– это не просто один из признаков православного благочестия. Это почитание имеет догматический характер. Мы почитаем Богородицу потому, что Она есть Мать нашего Господа, что именно Она родила и взрастила в Себе Бога, ставшего человеком ради спасения мира. "Одно только имя Богородица",- говорит святой Иоанн Дамаскин,- " содержит всю тайну Домостроительства, т. е. тайну того, кем именно был Христос и что Он для нас сделал". К Ней, Которая держала на Своих руках Страшного Судию, и обратилась русская народная молитва. "Вся тоска страдающего человечества, все умиление перед миром Божественным, которые не смеют излиться перед Христом в силу религиозного страха, свободно и любовно истекают на Богоматерь.<…> Богочеловеческое благовестие христианства, стесненное кирилловской христологией, прокладывает себе русло в почитании Богоматери.<…> В образе Ее, не юном, не старом, словно безвременном, как на православной иконе, народ чтит небесную красоту материнства".