На рубеже XIX-XX веков, а особенно в первое десятилетие века нового в русской духовной музыке сложилось "новое направление" (называемое иногда московской школой, школой Синодального училища церковного пения). Это направление было представлено композиторами разных творческих возможностей и установок. Крупнейшими деятелями того времени были: С.В. Смоленский (ученый-медиевист, композитор, директор Синодального училища и его реформатор) с сотрудниками; регенты московского Синодального хора (хора Большого Успенского собора Московского Кремля) В.С.Орлов и Н.М.Данилин. Среди композиторов, чьи духовные сочинения можно отнести к "новому направлению", – С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, А.Д.Кастальский
, П.Г. и А.Г.Чесноковы, В.С.Калинников, А.В. Никольский, Н.Н.Черепнин
, С.В. Панченко а также М.М.Ипполитов-Иванов, В.И.Ребиков, К.Н. Шведов, Н.С.Голованов, Николай Нилович и Павел Нилович Толстяковы, Д.В. Аллеманов, Д.М.Яичков, Н.И. Компанейский, протоиерей Михаил Александрович Лисицын и др. Характерными чертами "нового направления" являлись:
1) приложение к церковно-музыкальной композиции приемов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы;
2) обращение к церковному уставу и предписываемым им певческим традициям;
3)раскрепощение хоровой фактуры, ритма, гармонии от "школьных" норм и поиск средств, соответствующих формам национального церковного пения. голованов духовой музыка хор сюита
События 1917 насильственно прервали развитие русского церковного пения как современного искусства. Но не смотря на тяжёлую обстановку, традиции поддерживались некоторыми музыкантами в России и в русском зарубежье. За рубежом продолжали сочинять церковные произведения А.Т.Гречанинов
и Н.Н.Черепнин; среди регентов выделялись Сергей Алексеевич Жаров, Николай Петрович Афонский, Петр Васильевич Спасский, Борис Михайлович Ледковский; среди ученых-исследователей (и одновременно композиторов) Иван Алексеевич фон Гарднер и Альберт Сван.
С конца 1980-х годов произошло возрождение церковно-певческого искусства в России: появились новые коллективы, опубликованы исследования, ряд композиторов обратились к духовным жанрам. Среди авторов, сочинения которых соответствуют требованиям православного богослужения, можно выделить диакона Сергея Зосимовича Трубачева, протоиерея Александра Ивановича Ведерникова, а также Владимира Ивановича Мартынова.
Как уже упомянуто выше, к композиторам, чьи духовные сочинения могут быть отнесены к "новому направлению" относится и Николай Семёнович Голованов.
" Синодальное училище дало мне всё:
моральные принципы, жизненные
устои, железную дисциплину, привило
мне священную любовь к труду."
Голованов Н.С.
"В наше время поразительных духовных переоценок и потерь с особой благодарностью встречаешь явления стойкости, мужества и силы духа". К таким явлениям безусловно относится и Николай Семёнович. При широте интересов Голованова, ему характерна устойчивость взглядов. В качестве примера можно привести его верность музыке С.В. Рахманинова. Начав свои публичные выступления с "Литургии" композитора (1911 г.), Голованов и в дальнейшем - даже в период антирахманиновской компании (конец 20- начала 30 годов) - по возможности исполнял произведения Рахманинова. Он первым в СССР продирижировал написанные Рахманиновым в иммиграции "Три русские песни", третью симфонию и "Симфонические танцы".
Голованов Н.С. был знаменит как "один из крупнейших советских дирижёров", активный деятель в советской музыкальной-оперно-театральной и концертно-симфонической сфере. А о том ,что он, изначально получив образование в Синодальном училище, был его преподавателем, регентом и композитором духовной музыки - если и знали, то очень немногие…
Голованов Николай Семенович родился 9 января 1891 г. В Москве, в бедной мещанской семье. В 1909 г. окончил Синодальное училище, а затем Московскую консерваторию. В училище его преподавателями были такие знаменитые композиторы и педагоги как: В. Орлов, А.Кастальский, П.Чеснокова, В. Калинников, К.Сараджаев, Л. Саккети и др. В Московской консерватории он окончил класс композиции у преподавателя С.Василенко.
Николай Семёнович в дальнейшем стал преподавателем синодального училища (дирижирование) и помощником регента Синодального хора Н.Данилина. В 1919-1928 и 1930-1936 - дирижёр, а с 1948-1953- главный дирижёр московского Большого театра. С конца 1920-х годов вел активную деятельность на Всесоюзном радио, где возглавлял оперный радиотеатр и являлся главным дирижёром Большого симфонического оркестра (1937-1953). Выступал как пианист, в 1916-1943 преимущественно в ансамбле со своей женой - певицей А.В.Неждановой. Аккомпанировал Айседоре Дункан на её московских концертах. В 1925-1948 (с перерывом) - профессор оркестрового и оперного классов Московской консерватории.