Сравнение песнопений Голованова до и после 1917 года высвечивает некую жанровую эволюцию, происходящую как в выборе форм, так и толкования их. Ор. 1,3,5 и 9- преобладающе малые формы- звучат достаточно традиционно; ор. 36,37,38,39 постепенно изменяют жанровые очертания в сторону концертности языковых и профессионально-исполнительских трудностей. Внутренняя структура сочинений, ориентированных на богослужебное пение, заметно видоизменялась под воздействием разных причин, а именно: 1) "осовременивания" музыкального языка и других композиционных средств. 2) писания "для себя" - потребности выражать свои душевные и духовные настроения, а не "для других", для исполнительства, которое было невозможно даже в концертной форме.
Голованов, зная все службы и жанровые формы, избрал всё же те, которые в наибольшей степени отвечали его композиторскому опыту и художественному чутью. Владея и малыми, и большими композициями, краткими и развитыми молитвословиями, он оставил особенно интересные образцы последних- воплощение тенденций Нового направления и дальнейшее их творческое развитие в новых условиях.
Опубликованные духовные произведения Н.С. Голованова:
Ор. 36
. Песнопения Рождества Христова и Литургии
1. Господи, спаси… Трисвятое
2. Тебе поем
3. Тропарь на Рождество Христово (C-dur)
3а. Тропарь на Рождество Христово (F-dur)
4. Дева днесь
5. Христос раждается, славите (D-dur)
6. Таинство странное
7. Христос раждается, славите (A-dur)
Oр. 37
. Песнопения Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи
1. Покаяния отверзи ми двери
2. Под Твою милость
3. Разбойника благоразумнаго
4. Не рыдай Мене, Мати
5. Егда от Древа
6. Бездну заключивый
7. Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго
8. Благообразный Иосиф
9. Егда снизшел
10. Мироносицам женам
11. Воскресение Твое, Христе Спасе
12. Егда славнии ученицы
13. Се Жених грядет в полунощи
14. Чертог Твой вижду
Oр. 38
. "Из юношеских тетрадей"
1. Радуйтеся Богу, Помощнику нашему. Духовный концерт в трех частях
2. Благослови, душе моя, Господа
3. Пламенем любве
4. Отче наш
5. Херувимская песнь (Des-dur)
6. Херувимская песнь (h-moll)
Oр. 39
. Сюита "Всех скорбящих Радосте" (№1 — 6)
и песнопения позднего периода
1. К Богородице прилежно ныне притецем
2. Не умолчим никогда, Богородице
3. Не имамы иныя помощи
4. Милосердия двери
5. Заступнице усердная
6. Притецем, людие
7. Тропарь святителю Николаю
8. Кондак святителю Николаю
9. Тропарь преподобному Серафиму Саровскому
10. Свете тихий
11. Великое многолетие
12. Покой, Спасе наш
13. Молитва святому мученику Трифону
Начав свой сочинительский путь с 1903 г., с произведений , близких по приёмам и звучанию к "синодальному письму", Голованов постепенно продвигался к "новым берегам" - от диатоники к хроматике, от консонантности к диссонантности, от "квартетности" к фактурной сложности… При это композитор, изначально чувствовавший хор и тонко владеющий его звучностью, создавал композиции , "тембризация" которых выявляла богатую палитру мелодико-гармонических красок. Подчинить становление музыкального образа смыслу текста, выявить его глубинную идею и настроение – эта задача всегда доминирует в его духовных произведениях, хотя и написанных не всегда лёгким и доступным языком.
Сюита "Всех скорбящих радосте" (оп. 39) Н.С. Голованова написана в поздний период его творчества. Вообще, ор. 39 не имеет авторского заголовка, но в перечислении входящих в опус хоров Голованов соединил фигурной скобкой № 1-6 и дал им название вышеуказанной сюиты. Тематический стержень всего опуса- молитвы к исконным заступникам Руси: к Богоматери, святителю Николаю, Серафиму Саровскому
Сюита названа по начальным словам стихиры праздника иконы Богоматери "Всех скорбящих Радость". Полный текст стихиры таков: "Всех скорбящих радосте, и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая; потщися, молимся, спастися рабом Твоим."
Импульсом для названия сюиты, возможно, послужила книга стихов А. Блока "Нечаянная Радость" (1907), также озаглавленная по названию иконы Богоматери. Голованов написал 5 хоров и 4 романса на стихи Блока, в том числе из этой книги. Кроме того "Нечаянная Радость" Блока могла привлечь внимание композитора в связи с кремлёвской Благовещенской церкоью, более известной в народе по имени находившейся в ней чудотворной иконы "Нечаянная радость". Так её именовал и Голованов.