Для воспитания самостоятельности профессионального мышления в классе сольного пения необходимо раскрыть вопросы организации репродуктивной и продуктивной деятельности преподавателя на уроках сольного пения.
Воспитание певца не только технически подготовленного, но и творчески мыслящего, способного глубоко понимать содержание произведений и художественно полноценно их исполнять - важнейшая цель обучения вокалу. Вместе с тем, изучить и оценить практическую работу педагога-вокалиста – далеко не просто. Необходимо найти критерии, на основе которых будет проводиться анализ. Они могут быть связаны с продуктивной составляющей в деятельности педагога (4.12).
Педагог-вокалист может работать на информационном (объяснительно-иллюстративном) уровне.
В своем лучшем варианте, уровень преподавания окажется низким. Ведь объясняя ученику какой-либо учебный материал, педагог мало заботится о том, насколько ученик его понял и усвоил. Характерной чертой подобного уровня преподавания служит устойчивая нацеленность на передачу информации, в сочетании с отсутствием обратной связи. В силу специфики воспитания вокалиста, на индивидуальных занятиях подобный стиль учебного воздействия применяется исключительно редко (8.21).
Второй, репродуктивный уровень
, принципиально отличается от первого. Прежде всего, на данном уровне устанавливается устойчивая обратная связь между студентом и педагогом. Эта связь ярко выражена, т.к. преподаватель вокала, озабочен не только передачей информации, но и степенью освоения подопечным практических вокально-исполнительских навыков, отработкой элементов музыкально-художественной выразительности. На деле это означает, что он требует от ученика воспроизведения тех знаний, которыми он поделился со студентом. Высшим критерием оценки успешности обучения на этом уровне является способность ученика воплотить задуманное преподавателем (8.22).
Третий - продуктивный
– еще более высокий уровень проведения занятий, характеризуется тем, что педагог не только даёт знания, но и создаёт условия, подталкивающие студента к самостоятельному решению творческих задач. Обучающийся на этом уровне осуществляет учебно-познавательную деятельность, главной отличительной чертой которой является самостоятельный поиск музыкально-художественных и технических решений. Подобный уровень обучения активно развивает творческое мышление, самостоятельность ученика, его способность к самообучению. Педагог, в этом случае, выступает не как суровый наставник, а как опытный коллега, помогающий молодому музыканту отыскать свой собственный путь в вокальном искусстве.
Описанные выше три уровня организации обучения могут быть использованы как критерии оценки индивидуального урока в классе "сольного пения" (11.25).
Анализ уроков в классе сольного пения позволил сделать несколько выводов о закономерностях применения репродуктивных и продуктивных методов в обучении вокалиста, выявить условия, определяющие их оптимальное соотношение и уровень организации учебного процесса.
Применение репродуктивных и продуктивных методов обучения вокалистов объективно детерминируется двумя обстоятельствами:
1) Общим уровнем певческой подготовки вокалиста от начального до свободного владения певческим аппаратом.
2) Стадией работы над музыкальным произведением, от начального этапа до достижения эстрадной готовности (термин А.Щапова) (4.12).
На начальном этапе обучения вокалистов внимание преподавателя чаще всего обращено не на творческий аспект, где проявление продуктивных методов вполне естественно и целесообразно, а на освоение начальных технологических певческих навыков. Обучение идёт, как правило, на репродуктивном уровне, предполагающем опору на некие стандарты, составляющие каркас рациональной певческой техники. Эта задача понятна: чем полнее певец овладел навыками пения, тем лучше он может воплотить в художественной форме идею произведения. Поэтому освоение начальных певческих навыков – главная цель преподавателя на этом этапе работы, а применение репродуктивных методов – вполне оправдано, так как обеспечивает наибольшую результативность учебного процесса (3.32).