Наследие великого польского композитора и пианиста Фридерика Шопена – около двух с половиной сотен произведений, из которых более двухсот написаны для форте пиано. Фортепианная партия имеется и во всех его остальных сочинениях – нескольких камерных инструментальных (среди них – Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Соната для виолончели и фортепиано) и девятнадцати песнях. Но особая приверженность к фортепиано не помешала, а, напротив, способствовала тому, что Шопена признали одним из величайших музыкальных гениев. Ибо он открыл неизведанные ранее выразительные возможности фортепиано в воплощении целого мира ярких романтических и одновременно классически отточенных образов – от нежнейших лирических до захватывающих лирико-драматических. Шопен проявил себя выдающимся новатором в области мелодии, гармонии, музыкальной формы и фортепианной фактуры и оказал тем самым большое влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства. Не менее новаторским явилось и вдохновенное мастерство Шопена-пианиста, буквально очаровывавшее слушателей. Игре Шопена было, в частности, свойственно замечательное владение «темпо рубато» – выразительным, ритмически свободным исполнением, отклоняющимся от равномерного темпа. Девятнадцать лет – почти всю вторую половину своей недолгой жизни – Шопену пришлось провести вдали от страстно любимой родины. Неустанные помыслы о ней, о ее трудных судьбах определили главное содержание его творчества, кровно связанного с народной музыкой и со всей культурой Польши.
Мазурка – любимый танец польского народа. Его отличительные черты – трехдольный метр, быстрое движение в сочетании со своеобразным прихотливым ритмом (акценты, подчас резкие, могут смещаться на вторую или на третью долю такта). С середины XVIII века мазурки стали сочинять профессиональные музыканты. Это были прежде всего польские композиторы, в особенности – старшие современники Шопена, в частности его учитель Ю. Эльснер.
В разных областях Польши сложились три родственные раз-новидности мазурки – мазур, куявяк и обёрек. Свое название мазур получил от названия жителей Мазовии (мазуры), у которых впервые появился этот танец.
Мазурка до мажор
(ор. 56, № 2) ярко представляет первую группу. Это меткая звуковая зарисовка народно-бытовой плясовой сценки. В первых тактах в басу начинает «гудеть» тоническая квинта «до-соль». Под такой немудреный аккомпанемент появляется бойкая мелодия с острым ритмом и колоритным хроматическим ходом «фа-диез – фа-бекар». Ее словно наигрывает скрипка на фоне тянущих квинту волынки и контрабаса. Так фортепиано подражает звучанию трех инструментов, обычно составлявших в польской музыке деревенский оркестр:
Как свойственно танцевальной музыке, форма здесь складывается из сопоставления нескольких разделов – так называемых «коленец». Под первое коленце идет общая пляска, под второе, где мелодия перемещается в нижний регистр, – мужская. А в развернутом третьем разделе сперва перекликаются тихие (нежные женственные) и громкие (решительные мужественные) фразы. Затем происходит «мельница» – своего рода шутливая суматоха: нижний голос озорно догоняет верхний, имитируя его в октаву. Этот эпизод колоритно окрашен лидийским ладом (в мажорном звукоряде повышена IV ступень). Заканчивается же все возобновлением общей пляски под вариант первого коленца. Слушая эту пьесу, нельзя не вспомнить, что Шопен определял свои мазурки польским словом «образки», то есть «картинки».
Полонез ля мажор
Предок полонеза – степенный польский народный танец-шествие. Попав в шляхетскую – польскую дворянскую – среду, а также в другие европейские страны, этот танец получил название «полонез» – «польский». Сделавшись бальным, танец сильно видоизменился. Его музыка из четырехдольной сделалась трехдольной с типичной ритмической фигурой. Сначала бальные полонезы танцевали только мужчины, придавая им воинственный рыцарский характер. Потом к танцорам стали присоединяться женщины. Было принято, чтобы бал открывал полонезом сам хозяин дома в паре с наиболее знатной гостьей.