Трудно словами о музыке . Но она – не просто гениальная по тексту, не просто передает тончайшие нюансы этой поэзии. Она, эта музыка, сама по себе воплощает удивительный непрерывный духовный поток эмоций и сознания в обращении к Небу, молитвенное потрясение и осмысление, заложенное в тексте. «Концерт для Хора» А. Шнитке явно воссоздает традиции Русского духовного концерта 18 века. Но вместе с тем в этой музыке находят отражение и интонации древних армянских песнопений, и русский знаменный распев, и европейская средневековая ранняя полифония, и, конечно, яркие черты стиля самого Шнитке, особенно в потрясающих сопоставлениях диссонантных и «чистых» гармоничных звучаний, и в необычайно выразительных мелодических линиях.
Представление о новой отечественной духовной музыки не будет полным без двух крупнейших хоровых партитур Шнитке a cappella- Концерта на стихи Г. Нарекаци и «Стихов покаянных».
В «православной» линии его творчества они, несомненно, главные произведения, Шнитке опирается здесь на традиции больших русских хоров. Принадлежность обоих сочинений к православной традиции предопределили тексты-шедевры средневековой поэзии: армянской - в хоровом концерте и русской - в «Стихах покаянных». Тексты эти как материал для музыкального прочтения обладают рядом исключительных свойств: это одновременно и религиозная медитация, и философская система, изложенные в смешанных формах духовной и светской поэзии. Внушителен и их объем, превосходящий иные оперные либретто.
Для композитора они самоценны, а не есть некий импульс для создания музыкальных образов. Шнитке было важно сохранить «истинный сверх смысл» текста - постижение божества, - «который раскрывается при чтении, но словами не передаваем». Отсюда - совершенно особое, прежде не встречаемое у него отношение к слову: оно должно быть слышно - а ведь это не короткие фразы - формулы латинского реквиема, узнаваемые по первому слогу! Ясное донесение текста становится предметом специальной заботы, чем объясняется, скажем, полное отсутствие слоговых распевов во многих разделах концерта, а так же преобладание умеренных темпов (в первой, третьей и четвертой частях они даже не указаны, как очевидное).
Вопрос о степени «православности» обоих сочинений сложен, как нигде, и распадается на два круга проблем: эмоциональный строй и собственно музыкальные особенности. Отличие первого произведения от канона - в высокой степени субъективности, предопределенной части текстом, ведь это образцы авторской поэзии, приближенной по форме к жанру внутреннего монолога, принципиально родственного художественному методу Шнитке. В обеих партитурах, особенно в «Стихах», есть фрагменты такой экспрессии, которая немыслима в церковном обиходе, диапазон вокальных партий в свою очередь немыслим в хоре - более двух октав.
Целостный облик концерта и «Стихов покаянных» не вызывает сомнений в их принадлежности к православной традиции. От нее - и свобода синтаксического дыхания, и нерегулярная метрика, и отсутствие характерного тематизма. При этом оба опуса «не скрывают» своих связей с западной католической традицией. В партитурах значительная роль принадлежит приемам полифонического стиля - обычным и каноническим имитациям, пропорциональным канонам, стереттам, образцам двойного контрапункта .
В кульминационные моменты возникают хоралы, где происходит нарушение ритмической регулярности, время как бы приостанавливается, и выразительность слова выходит на первый план. Ритмическое, гармоническое, мелодическое единство этой музыки создает ощущение художественной целостности: рождается образ личной скорби, растворяющейся в непрерывном течении времени и приходящей к очищающему душу катарсису.
И строки, полные моим страданьем,
Пусть станут для кого-то назиданьем.
Пусть кающийся в черном прегрешенье
Найдет в моих писаньях утешенье
Пусть обратит мой труд, мое усердье
Себе во благо человек любой.
И стих мой, став молитвой и мольбой,
Да вымолит Господне милосердье.
Принцип перехода горизонтали в вертикаль особенно важен в произведении для хора a cappella, где все - гармония, фактура - вырастает из мелодии.