Баритон справедливо считается наиболее совершенным видом широкомензурных инструментов. Гармоническое соответствие трубки с мензурой и мундштуком, с одной стороны, совпадение расходуемого при игре воздуха с естественным объемом дыхания, свободное положение амбушюра исполнителей — с другой, способствуют превосходной насыщенности, певучести, теплоте и экспрессивности общего звучания баритона.
Прекрасные тембровые и динамические свойства баритона, сохраняемые на протяжении почти всего диапазона, особенно отчетливо проявляются в "области выразительной игры". Способность баритона к выразительной напевности выдвинула его в разряд ведущего голоса баритоновой, теноровой и альтовой тесситуры. При необходимости усиления партии баритона (как правило, в партитурах строевых маршей и других произведений служебно-строевой музыки) или деления на два голоса к нему часто присоединяется отлично сливающийся с ним тенор.
Технические возможности баритона не уступают возможности тенора и других инструментов основной группы. Однако некоторая вязкость и тяжеловесность его звучания, особенно заметная в нижнем регистре, не позволяет исполнять подвижные голоса с такой легкостью и отчетливостью, которые свойственны, например, корнету. В среднем и высоком регистрах баритона (как и тенора) такие голоса излагаются часто.
Малый бас и большой бас. Эти представители низких строев соответственно конструктивным особенностям разделяются на два основных вида: геликоны и тубы. Басы-геликоны, имеющие трубку закругленной формы, с преобладанием конических частей над цилиндрическими, почти повсеместно вышли из употребления и уступили место тубам.
Последние имеют более вытянутую трубку, иное соотношение цилиндрических и конических частей и более широкую мензуру. Эти особенности устройства тубы, способствующие большей ясности, твердости звучания (за счет устранения глухоты и расплывчатости, присущих звучанию геликона), а также более обширные динамические возможности обусловили популярность данного вида басов в духовых оркестрах. Следует к этому добавить, что тубы достаточно органично сливаются с остальными инструментами основной группы.
Средний регистр, наиболее сочный и выразительный, является наиболее употребляемым — особенно применяются басовые голоса, излагающие мелодию.
Таким образом, в партитурах для духового оркестра пишут две партии басов, исполняемые различными инструментами: партия первого баса поручается малому басу-тубе, второго — большому басу-тубе. Они равноценны, но для облегчения исполнения партия второго баса иногда упрощается. Этот прием особенно важен для устранения тяжеловесности звучания технически подвижных голосов.
Иногда снижение излишней грузности звучания басов достигается сокращением количества исполнителей до одного.