Медные духовые инструменты

Страница 3

Тем не менее, не совсем ясным остается происхождение самого слова "тромбон". Вполне возможно, что оно позаимствовано от древне греческого стромбос или латинского strombus, которым эти народы называли некий вид морской раковины. Внешнее очертание этой раковины, закрученной в улитку, послужило прообразом старинного рога, известного в истории под именем trompe или trompe de chasse. Это предположение находит свое подтверждение в том, что простейшие виды рогов породили впоследствии изогнутые трубы, которые с подвижной частью трубки были уже известны в IX столетии. Именно эти "раздвижные" трубы и суть подлинные тромбоны, названные современниками сакбутами. [13]

Альт, также как и тенор и баритон, относится к инструментам средних слоев и существуют под общим названием "саксгорны". Они названы так по имени А. Сакса, изобретшего их в 40-х годах XIX века. Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время эта группа обычно именуется основной медной группой. [7]

Внешний вид этих инструментов и мензура подвергались различным изменениям: одни из них имели удлиненную форму трубки, наподобие трубы или тромбона, другие округленную, сходную с валторновой, третьи, — форму овала или близкую к ней, трубообразную. В нашей практике утвердилась, как известно, овальная форма, способствующая смягчению излишней резкости звука (свойственной, например, тубам) или, наоборот, приглушенности звука (присущей валторнам).

Альт — самый высокий из овальных амбушюрных медных инструментов с широкой мензурой. Его лучший по полноте звучания средний регистр наиболее приспособлен для проведения плавных распевных мелодий и мелодий подвижного характера, а ясность и четкость извлечения звука в этом же регистре способствует ритмической отчетливости исполнения мелодических и сопровождающих голосов.

Остальная часть диапазона альта применяется в оркестровой практике сравнительно редко и ограничивается обычно терцовыми отрезками, примыкающими к среднему регистру. Это объясняется расплывчатой и тусклой звучностью звуков малой октавы и напряженностью звуков, выходящих за пределы соль второй октавы. Этой нотой и ограничивается оркестровый диапазон альта.

В партитурах для духового оркестра пишутся две партии альтов: партия первого альта, более ответственная, поручается более подготовленному исполнителю, нежели партия второго альта.

Тенор, занимающий центральное положение среди представителей среднего строя основной группы, выделяется ровностью тона — полного, мягкого — на протяжении большей части диапазона. Лучшим же, наиболее выразительным и технически гибким является средний регистр, нередко пополняемый близлежащими звуками высокого регистра.

Нижний регистр тенора также почти на всем протяжении сохраняет мягкость и полноту тона, и только на самых крайних звуках (приблизительно от ля, ля-бемоль малой октавы) затемняется и становится более насыщенным. В оркестре этот регистр тенора часто поддерживается унисоном других инструментов.

В партитурах для духового оркестра тенору пишутся две или три партии — в зависимости от состава оркестра. Партия первого тенора, самая ответственная, рассчитана на исполнителей, владеющих техникой игры на своем диапазоне инструмента. К исполнителям остальных партий эти требования не предъявляются. Степень сложности таких партий весьма умеренная и не выходит обычно за пределы среднего регистра.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru