В 1816 году в России вводится новый гимн. В его качестве было принято произведение английского автора Генри Кэри "Боже, храни короля". В 1818 году Жуковский дополнил текст гимна. В таком виде он просуществовал в России до 1833 года.
В 1833 году композитор А. Львов по поручению Николая I сочинил новый гимн. Текст к уже готовой музыке написал В. Жуковский, озаглавив его "Молитва русского народа". 23 ноября состоялось прослушивание царем нового гимна. Его исполняли придворные певчие в сопровождении двух военных оркестров. Достоинством гимна Львова оказалась его лаконичность: всего 16 тактов. Гимн получился легко запоминающийся, что способствовало его популярности. Этот гимн исполнялся в России вплоть до Февральской революции 1917 года.
С начала XX века некоторые композиторы обратили внимание на своеобразие состава и звучания духового оркестра и написали для него ряд оригинальных сочинений. Первым произведением такого рода считается Сюита №1 Es-dur Густава Холста, написанная в 1909 году. Среди других композиторов, писавших для духового оркестра – Николай Мясковский, Игорь Стравинский, Пауль Хиндемит.
В СССР духовые оркестры с 30-х годов появились почти при всех Дворцах культуры, клубах, заводах, ЖЭКах, фабриках, воинских частях, отделениях милиции и пожарных командах. Репертуар был обширен, помимо классической музыки и праздничных произведений были заготовлены траурные для похорон. Чаще всего состав этих оркестров был любительским. В 50-е годы был создан большой духовой оркестр профессионалов специально для траурных процессий при городской похоронной службе.
В начале 90-х прошлого века интерес к духовым оркестрам ослаб, но уже к середине 90-х традиции возобновились. На праздновании 50-летия Победы в Великой Отечественной войне зазвучал военный духовой оркестр, исполняя торжественные марши. Как и прежде звучит оркестр на праздниках, на похоронах, выражая чувства людей, которые трудно передать словами.
Вывод: Таким образом, духовые инструменты и духовая музыка начали зарождаться еще в древние времена. Она использовалась для поддержания боевого духа в бою, для торжественных, княжеских пиров и тризн.
В XVI–XVII веках постоянно повышалась роль и значение военной музыки. Возрастала сила централизованного Русского государства.
С конца XVIII века повышается роль марша. Возникают переложения симфонических и оперных сочинений. В маршевую музыку проникают народные напевы, популярные оперные мелодии.
В СССР появляются духовые оркестры при клубах, ДК, заводах. Чаще всего состав любительский. В репертуар входили классические, праздничные, траурные произведения.