В восьмых классах на уроках духовной музыки речь идет о христианской музыке народов мира, о современных ее течениях. И все эти уроки объединяются общей темой — Влияние экуменического движения[1]на содержание духовной музыки. Главное — не только воспитать у детей гордость за свою отечественную культуру, любовь и бесконечное уважение к ней, но и дать почувствовать, что они — жители Земного шара, очень маленькой планеты, что их культура — часть мировой культуры.
В предмете «История музыки» для меня основным всегда был раздел русской музыки. Когда я встретилась с работами И. Кошминой, автором экспериментальной программы по русской духовной музыке для начальных классов общеобразовательной школы, я поняла, что пришло время расширять эту тему и в средних учебных заведениях - знакомить учащихся с церковной и светской духовной музыкой, с историей возникновения и традициями в этой области музыки, с историей религии.
Любопытно, что новое поколение – юные семнадцатилетние учащиеся – с удовольствием поют духовную музыку, которая, надеюсь, находит в их душах отклик: они проникают в мир слова, чувствуют это слово в соединении с мелодией; они даже внешне изменились. В этом сказывается благодатное воздействие духовной музыки.
Для исполнения духовной музыки важны не столько превосходные вокальные данные, сколько умение понять высокий духовный смысл произведения, суметь его выразить .[1,29]
Я мечтаю о том, чтобы добро наработало в себе столько сил, чтобы хватило потеснить зло, и я счастлива тем, что могу своей музыкой хоть немного помочь добру.
[1] Экуменизм, экуменическое движение (от лат. аесшпешсиз - вселенский, греч. - обитаемая земля) - возникшее в XX веке движение за объединение всех христианских церквей, ставящее своей целью усиление влияния религии, выработку общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с разным социальным строем.