Религия была отлучена от светского образования и тем более — воспитания, разделяя судьбу церкви, «отделенной от государства». В результате это привело к чудовищному невежеству народа в сфере классической культуры, от которой молодое государство в принципе не отказывалось. Такие термины как «Душа», «Дух», «Духовное воспитание» или «Духовные ценности», которые ныне у всех на слуху, тогда, в начале века, были религиозной крамолой.
В результате уступок реформированные программы бывшего «Пения» и «Рисования» были введены в цитадель просвещения. Появилась точка опоры — внутренний мир ребенка, который и стал «обустраиваться» воспитанием новых для школьника навыков:
вглядываются в природу, в прошлое дедушек и бабушек;
поощряется «оживление» предметов, объектов и далее — одухотворение мира: природа грустит, плачет, радуется, негодует;
образ мамы прочувствован, и чувствам этим соответствует адекватный выбор цвета, формы или звучания — будь то живопись, музыка или поэзия.
Другими словами — дети стали передавать в цвете, звуках самое важное, но невидимое. Эта невидимая энергия, оказывается, наполняет собою мир, одухотворяя его и одушевляя. Эта энергия создавала атмосферу радости и состояние духовной сосредоточенности на уроках творчества.
Национальное и зарубежное искусство прошлого и настоящего настойчиво входит в жизнь школы; юношеству открывается духовный смысл не только светского, но и религиозного искусства. И если во времена упрощенного атеизма «ученый» мог причислить «Троицу» Рублева почти к бытовому жанру (поскольку человекоподобные существа восседали за столом с чашей посередине), то в 70-е и тем более в 80-е годы панорама художественной культуры, представшая перед детьми, обрела яркую полноту и сложность.
Икона, перестав быть объектом уничтожения, открывает сознанию и чувствам Божественную Красоту и общечеловеческое содержание: святость материнства, гармонию единства, жертвенность страдания, силу милосердия, терпения и, наконец, всеобъемлющую Любовь! Справедливости ради следует подчеркнуть:
когда двери школы были закрыты для религии, для духовных проблем и тем более для церкви, их удалось открыть Искусству.
Именно оно принесло в жизнь детей светлый праздник творчества, оно раскрывало душу и просветляло духовное зрение.
Божественная Красота мира предстала перед детьми как Гармония Мирозданья, как идеально выстроенная «модель», преображающаяся от века к веку.
Охраняя на семи ветрах несмелый огонь драгоценного светильника духовного воспитания, искусство выработало свою систему «расширения объема души», как говорили исследователи детского творчества в 20-х годах, свои методы построения духовного пространства в сознании и чувствах личности.
Искусство вводит в духовное устроение мира постепенно, как бы по спирали, в контексте возможностей возрастного развития, т.е. идя от возможностей восприятия самого ребенка, действительно, весьма различного у маленьких, подростков и юношей. И прежде чем старший возраст выйдет на философский уровень понимания духовных проблем, воплощенных в мировой художественной культуре, искусство «обслужит» малышей и подростков через личное творчество, воспитывая с младых ногтей чуткость и вкус к восприятию духовных ценностей, воплощенных в музыкальном и художественном образах, — будь он «детским» или «взрослым.
В последнее время появилось много различных программ по музыкальному воспитанию, в некоторых духовной музыке отводилось мало внимания. Например: учебник «Музыка», разработанный на основе принципов художественной дидактики и творческих методов музыкального воспитания, синтезирующий опыт ведущих музыкантов-педагогов – Д.Б. Кабалевского, Е.П. Кабковой, Г.А. Струве, Н.А. Терентьевой.
«Музыка моего народа» - эта тема изучается в первой четверти 3 класса. В ней школьники соприкасаются с истоками возникновения музыки Древней Руси, начиная с древних славян, которые были язычниками и поклонялись природе – солнцу, ветру, лесам, полям, камням, Матери-земле, знакомятся со сказками, мифами, легендами и песнями того времени, с таким музыкальным явлением как знаменное пение, которое можно было услышать в церкви[5,10]. Оно придавало церковной службе особую пышность, торжественность и вместе с этим передавало особенности характера русского человека – мужественность, суровость, непреклонность.
«Тема Отечества в народной и композиторской музыке» изучается во второй четверти этого же класса. На самом первом уроке второй четверти ребята знакомятся с колокольными звонами и их предназначениями. Искусство колокольных звонов стало частью русской музыки и придавало ей ярко национальный колорит.
Наиболее ярко выражено духовное воспитание во время занятий музыкой по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Этот учебник – первая ступенька на пути в мир Музыки, в мир Прекрасного. Слушая музыку, рассматривая иллюстрации учебника, отвечая на вопросы, ребёнок начинает своё знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой.