Т.Н. Аксёнова
ст. преподаватель филиала ГОУ ВПО
Ставропольского государственного
педагогического института
в г. Будённовске
Русский учитель должен… знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях.
И. Ильина
Новейшая педагогическая антропология – педагогическое самосознание человечества – служит духовной, мировоззренческой, общетеоретической основой реалистической практики образования. Антропологический подход позволит нам взглянуть на проблему воспитания человека в комплексе. Становление человеческой субъектности, духовное развитие личности, образование человека – проблемы, стоящие на стыке философских, гуманитарных, социальных наук.
В прежние, не столь отдаленные времена одной из главных задач, стоящих перед всеми педагогами, было воспитание патриотизма, и работа эта проводилась со всеми учениками в самых разных формах. Актуальна ли эта задача в наше время? Безусловно. Нет и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей стране простым утверждением, что Родину нужно любить? На чем должен основываться патриотизм наших детей? Дети должны с нашей помощью научиться не только любить свою родину, ее культуру, но и критически оценивать все коллизии ее непростой истории, разбираться в истории ее культуры.
Не секрет, что учащиеся, оканчивающие среднюю школу, не знают и двух русских народных песен от начала до конца, а если знают, то не поют. Пение народных песен просто не доставляет им удовольствия. А между тем, в младших классах при красочной подаче этих песен и неоднократном их повторении, они становятся одними из самых любимых. Дети подрастают, и мы уже не можем ограничиваться только изучением фольклора, потому что история русской культуры — это не только народное творчество. Это в такой же мере и то, что пришло на Русь вместе с христианством в конце X века.
Христианизация Руси (более 1000 лет тому назад) полностью изменила ее облик и содержание культуры. В течение нескольких веков все виды русского искусства: архитектура, живопись, литература, музыка были в большой степени связаны с церковью, верой, становлением православия.
В беседах, обсуждениях, дискуссиях с учениками разных классов выясняется, что с историей Древней Руси дети более или менее знакомы, но очень плохо знают о том, как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость, привлекает внимание и вызывает восхищение других народов
Неистовая музыка, которая заполонила сейчас радио и телеэфир, ошеломляет, оглушает человека. Она не способна нести в себе созидающее начало, ей сопутствуют лишь душевный разброд и метание. Музыкальный диссонанс исподволь, незаметно травмирует души, вводит их в мир отрицательных ощущений, и в качестве результата мы видим проявление агрессии, жестокость, насилие. Мне кажется, можно говорить об определенном музыкальном зомбировании, когда в традиционную национальную мелодическую, песенную культуру привносятся чуждые России ритмы, созвучия .
Но, к счастью, в нашей жизни сохранились некоторые островки подлинной Гармонии. Отрадно, например, что сейчас появляется интерес к проблеме русской духовной музыки. Она четко разграничена на музыку церковную, звучащую в храме как богослужебные песнопения, и светскую духовную музыку, которая исполняется в концертах или в домашней обстановке. Если раньше обращение к духовной музыке было нормой жизни, быта всех слоев общества, то теперь эта традиция практически утрачена. К сожалению, для новых поколений россиян церковная музыка остается неизвестной, а светская духовная музыка почти перестала развиваться. Но, как мне кажется, сейчас в нашем обществе проснулся интерес к истории Православия, а с ним и к духовной музыке.
После длительной работы с детьми появилось убеждение, что серьезный по объему курс истории русской духовной музыки и древнерусского искусства в условиях средней школы дать достаточно трудно. Наверное, важнее, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые вызвали бы интерес к теме, стимулировали бы дальнейшее самообразование в этой области. Одновременно возникла мысль о необходимости включить знания о духовной музыке в контекст школьной программы по музыке, предоставить детям возможность понять, что развитие музыкальной культуры каждого народа — это маленькое звено одной цепи, которая связывает воедино все народы земли, и что культура каждого народа ценна своим своеобразием, неповторимыми национальными чертами. Необходимо поддерживать и развивать потребность духовного общения. И здесь, по-моему, большую роль может сыграть развитие современной светской духовной музыки, которая, заполняя вакуум бездушия, связанный с различными рок-направлениями, послужит мостиком между двумя состояниями человека, между жизнью - живущего вне Бога и жизнью с Богом.