Но драма уже завершена. Славословие Sanctus, которым полна земля и небеса, вновь усиливает простые чувства (см. Приложение 1). Нежная мелодия не имеет в себе ничего торжественного и выспреннего. Однако чувство растет, разливается в радостных колоратурах, в частности в «Hosanna» (меняется темп, движение охватывает голоса и оркестр — славословие превращается в ликование). Так впервые утверждаются в Реквиеме светлые образы, характер лучезарный, торжествующий, носящий на себе отчетливый отпечаток «земной» радости. Нельзя не принять во внимание невыгодную, присущую Берлиозу манеру трактовать голоса. Подобно Бетховену, он не делал разницы между голосом и инструментом. Вокальная сторона Реквиема написана очень неудобно: певцы чувствуют себя несвободно, и это не может не отразиться и на тембре голосов и на точности интонации. Соло тенора таково, что исполнителя надо поздравить в случае, если он благополучно справится с ним: требовать от него большего нельзя.
Начало «Agnus Dei» («Агнец божий») переносит в светлые просторы (см. Приложение 16). Оно раскрывает просьбу живущих о покое для мертвых, о мире и тишине (попеременно аккорды деревянных и альтов, мерные реплики хора, антифонно перемежающиеся с оркестром). Вновь звучит прелестная мелодия «Те decet hymnus» («Тебе слагаем гимны»), и после нее - глубокое размышление (первая тема «Requiem aeternam»). Так в чередовании вспышек отчаяния, гнева и нежной мольбы, монументальных драматических и живописных полотен и тонко выписанных лирических сцен развертывается грандиозный и глубоко оригинальный замысел берлиозовского «Реквиема», полного жизни, беспокойства и интенсивного внутреннего движения.
Берлиоз с огромной свободой пользуется самыми разнообразными средствами музыкальной выразительности, совершенно не ставя перед собой вопроса, что «подходит» или «не подходит» для траурной мессы. Композитор сочетает в музыкальной ткани средневековые лады и современные композитору обогащенные мажор и минор, различные приемы полифонического изложения с тематическим развитием, свойственным зрелому классическому симфонизму: мощные фугато и фуги, раскрывающие то широкий полет мысли («Requiem aeternam»), то чувства ликования, надежды («Hosanna»), канонические приемы (канонический «спуск» в конце «Оффертория»), в сцеплении голосов утверждающие какой-либо образ, мысль, и в то же время — интенсивное развитие на основе вычлененных из темы и впаянных в целое, но всегда самостоятельно выразительных тематических элементов, часто в сложном и разнообразном сочетании и переплетении. Реквием прославляет погибших героев, их гражданскую и воинскую доблесть, высокое сознание долга – все, что шло во имя жизни, а не смерти. Личным скорбям героев Берлиоз противопоставляет великие объективные ценности, страшные картины человеческих страданий.
Таким образом, Реквием Берлиоза как духовно-концертное произведение, с одной стороны, воплощает саму идею духовности в обращении к каноническим латинским текстам и, с другой стороны, облекает ее в концертные формы средствами светской музыки.