Хоровое пение и сегодня – наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя-хормейстера хоровое пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания учащихся. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью руководитель детского хора воспитывает в детях эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
Процесс разучивания песен и хоровых произведений требует постоянной тренировки и умения вслушиваться в мелодию, правильно воспроизводить ее и запоминать.
Актуальность темы подтверждается тем, что пение в хоре – средство общего музыкального развития учащихся. Вместе с тем оно воспитывает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий коллектив.
Одна из особенностей хорового пения – возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных.
Наблюдения педагогов и специальные исследования показали. Что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения – сольного и хорового – укреплять певческий аппарат, развивается дыхание; положение тела во время пения(певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья школьников.
Используя хоровое пение как средство музыкального воспитания учащихся, хормейстер ставит перед собой следующие задачи:
- развитие у детей интерес и любовь к хоровому пению;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;
- формировать художественный вкус;
- развивать певческий голос: формировать красивое, естественное звучание, расширять диапазон;
- прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;
- всестороннее развивать музыкальный слух – мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый.
Проблема хорового пения заключается в ряде вопросов хормейстера, связанных с работой хорового коллектива над художественной отделкой музыкальных произведений, музыкальных сказок, спектаклей.
Объект: хоровое пение – особый, самостоятельный вид музыкальной деятельности.
Предметом являются: методы, приёмы обучения хоровому пению, средства музыкальной выразительности, вокально – хоровая техника.
По данной теме можно выдвинуть следующую гипотезу: выявленная проблема по решению ряда вопросов хормейстером, связанных с работой хорового коллектива над художественной отделкой музыкальных произведений будет разрешена, если:
- хору будет присуща большая культура и техническое мастерство
- исполнения;
- руководитель хора будет знать природу хорового пения;
- хормейстер будет руководствоваться принципами, рекомендациями, советами, изложенными в литературе этого профиля.
Задачи:
- проследить развитие хоровой музыки в истории;
- уточнить понятия хор и хоровое пение;
- рассмотреть особенности вокально – хоровой техники;
- изучить средства музыкальной выразительности;
- представить приёмы управления хором;
- раскрыть важность хорового пения в постановке музыкального спектакля.
Методы: классификация видов музыкальной деятельности;
Сравнение профилей хорового пения; теоретический анализ методической литературы.
Теоретическая значимость: разработка и привнесение в хоровое пение новых средств, улучшающих результат музыкальной деятельности в постановке музыкального спектакля.
Практическая значимость: совершенствование вокально – хоровой техники хоровых коллективов;
Применение и соблюдение средств музыкальной выразительности;
Высшее мастерство хормейстера при работе с хором.