Профессия хормейстера. Сущность дирижёрской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижёра, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, «инженером», планирующим звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным «диспетчером», точно распределяющим время и качество звучания, «контролёром» качественной стороны исполнения. Дирижёр совмещает в себе функцию актёра и режиссёра, задумывая и ставя музыкальный спектакль и одновременно играя в нём главную роль.
Но к тому же дирижёр ещё и организатор, и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив, и помогающий каждому развивать необходимые качества.
Первая задача, стоящая перед любым хормейстером – создать хоровой коллектив. Организационная работа очень сложна и успех в конечном счёте зависит не столько от удовлетворительного проведения всей этой работы, сколько от того, как серьёзно и глубоко в дальнейшем будет организована вся учебно – репетиционная работа.
Приступая к созданию хорового коллектива, руководитель прежде всего должен отдавать себе отчёт в том, какого жанра будет этот хор – народный или академический.
Репертуар и работа над хоровым произведением.
Большую роль в работе хора играет репертуар, определяющий творческое лицо хорового коллектива. Главная задача руководителя создание ценного в идейно-художественном отношении и интересного как для исполнителей, так и для слушателей репертуара. При отборе репертуара руководитель обязан учитывать постепенное совершенствование технических навыков и художественно-исполнительский рост хора.
Подбор вокально – хорового репертуара в начальных классах осуществляется с учётом следующих положений
КАК Создать школьный хор
Ставя перед собой задачу создать хор, следует прежде всего определить, что это будет за коллектив, какой контингент учащихся в возрастном и количественном отношении он будет охватывать в настоящее время, какой у хора будет репертуар и репертуарное направление, каковы его специфические особенности. Следует определить заранее и объём, масштаб работы с хором в области развития музыкальной грамотности хористов, рассчитать, сколько времени будет отведено на занятия хоровым сольфеджио, слушание музыки, беседы, разбор услышанного. Важно также определить сферу деятельности хора в общественной жизни школы, посёлка, города, района.
Совсем не обязательно сразу организовывать большой хор, сначала достаточно объединить 30 – 40 детей.( Струве, стр.15). важно удержать основной состав – ядро хора. Познакомиться с каждым его участником, изучить их успеваемость, наклонности.
Руководитель хора должен сделать всё от него зависящее для создания коллектива перспективного, прогрессивного, с хорошей внутренней атмосферой, интенсивно развивающегося как в области непосредственно хоровой и общемузыкальной, так и в области нравственной. Эстетической, воспитательной.
Хорошее начало – это уже половина успеха. Именно в первые дни существования хора закладывается фундамент его прочности, стабильности, долгой жизни.
Организатор хора – школьный учитель музыки или приглашённый хормейстер - должен прежде всего выяснить, был ли раньше в школе хор, какие впечатления о нём остались у ребят. Приём в хор обычно проходит так: прослушиваются все ученики и отбираются наиболее музыкальные из них. Вначале особенно важно выделить наиболее способных ребят. Многие ребята ещё не уверены. Хотят ли они заниматься в хоре, а многие просто не знают, Что это такое.
Уже при первом прослушивании руководитель хора распределяет учащихся по основным хоровым партиям – сопрано и альтам. Отобранные ребята приходят на первое организационное собрание хора. Руководитель рассказывает о том, чем будет заниматься хор, о его будущих концертах, встречах со слушателями, о его самоуправлении. И сразу же на первом собрании начинается занятие. Оно должно пройти эмоционально, радостно, в хорошем темпе, чтобы ребята поняли, какое это интересное дело – хор.