Хоровая музыка – музыка, исполняемая хором или предназначенная для хорового исполнения. Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организаторские возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества бывали периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.
Существует несколько гипотез о зарождении хорового мелодического пения, в которых главным является вопрос о первичности одноголосия или многоголосия. Согласно традиционной точки зрения одноголосный хоровое искусство было простейшим и первичным, а многоголосие – вторичным.
Пути развития хорового искусства народов мира отличаются друг от друга при этом языковая специфика становилась подчас определяющим фактором.
К числу самых ранних известных памятников относятся поэтические тексты хоровых гимнов – заклинаний из «Самоведы» (Индия. 2000 до н.э.); высокой степени совершенства достигло светское хоровое искусство Индии.
Исключительное значение для развития хоровой культуры имело искусство Др. Греции. В греческой народной музыке возникли хоровые песни, исполнявшиеся на праздниках урожая, в церковной музыке – пеан, тренос.
Первые записи хоровой музыки народов Древнего мира относятся ко 2 в. до н.э.(Греция)
Хоровое искусство Византии развивалось в рамках и светской и духовной музыки.
Певческое искусство эпохи Возрождения. XIV – XVI века явились прогрессивным периодом в развитии хорового пения. Этот период отмечен расцветом полифонической музыки строгого стиля, распространением демократических форм светского многоголосного пения, серьёзными преобразованиями профессионального хорового искусства.
В XVII – XVIII вв. произошли перемены в формах бытования хоровой музыки и её взаимодействие с другими видами искусства. Хоровая музыка перестала быть только частью церковных ритуалов, постепенно обрела свою собственную эстетическую функцию. XVII век – век возникновения и первого расцвета оперы, которая оказала огромное влияние на все области музыкального искусства. Одновременно с оперой возникает оратория, а несколько позже появилась кантата. Формирование и развитие гомофонно – гармонического склада, совершенствование вокальной техники и принципов обучения певцов, становление новой музыкальной эстетики – всё это находит отражение в хоровом пении. В начале XVIII века монументальные оратории Г. Ф. Генделя открыли новую страницу в истории хоровой культуры. В конце XVIII века хоровая культура Европы претерпела разительные изменения. Огромное влияние на все области общественной жизни оказала Великая французская революция. Хоровое пение в дни революции приобрело новые гражданские черты, оно превратилось в большую общественную силу.
В Росси, до XVIII века хор состоял из мужских голосов – теноров и басов. В начале XVIII века капелла пополнилась дискантами и альтами. Женские голоса появились только в 1920 году. В XVIII – XIX века многие помещики создавали собственные хоры из крепостных. Во второй половине XIX и в начале XX века количество частных хоров в России заметно возросло. Но далеко не все из них обладали высокими художественными достоинствами. Вторая половина XIX века принесла русским хорам мировую славу.
В XIX веке господствовавшей формой бытования хоровой музыки становится её концертное исполнение. Сильнейшее воздействие на развитие хоровой музыки XIX века оказало направление романтизма. Композиторы- романтики проявили большой интерес к народной песне, стремились к широкому использованию программности.
Новую эпоху открыло хоровое творчество М. И. Глинки, вобравшее в себя достижения предшествующих поколений и школ и послужившее истоком для развития хоровой музыки русских композиторов – классиков.
Участие народных масс в политической борьбе, рост национально – освободительных движений, бурное развитие в XX веке средств массовой информации и другие социальные факторы усилили процесс широчайшего распространения хоровой музыки на всех континентах и одновременно способствовали взаимопроникновению рациональных музыкальных традиций.