В настоящее время, наряду с радикальными политическими, экономическими, социальными преобразованиями, происходят серьезные изменения в области культуры, искусства и общественного сознания. В этих условиях эстрадная музыка занимает особую нишу в художественной культуре. Этому способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий.
Вследствие интенсивного развития средств массовой информации и их доступности возникла опасность шумового загрязнения; на слушателей обрушивается большое количество музыки сомнительного качества, ревностно подхватываемой молодежью, особенно подростками, не обладающими способностью отличить подлинное искусство от подделки. Помимо этого существует угроза профанации музыкальных ценностей. Принято считать, что профанация является естественным процессом по причине особенности человеческой психологии. По определению народного артиста России, композитора, профессора В.М.Лебедева, с музыкой которого выросло не одно поколение россиян, сегодня эстрада, эстрадная музыка в какой-то степени подменила собой идеологию и является мощным методом воздействия на молодежь. Сила и широта влияния популярной музыки на молодежь и среднее поколение приобретает огромные масштабы. Все чаще стала замечаться потеря музыкального вкуса у молодежи. Это напоминает некую болезнь, причём быстро распространяющуюся и бесконтрольную. Всё меньше внимания уделяется тому, какую музыку мы слушаем, какого качества, какого содержания. Незаметно для нас меняется музыкальный вкус всего поколения, всё больше искажается невероятная сила музыки.
Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия.
В качестве важнейшего фактора формирования музыкальной культуры подростков рассматривается музыка массовых жанров. Под музыкой массовых жанров следует понимать музыку, которая пользуется широкой популярностью, характеризуется относительной легкостью восприятия, доступностью и доходчивостью. Таковой является и эстрадная музыка.
Проблемой влияния музыки на развитие человека занимались такие современные ученые как: В.В. Зубарев, Г.В. Шастак, И.М. Назаренко, И.Я. Климук, О.В. Сапожник, А.С. Середюк, но влияние современной музыки исследовано недостаточно.
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия. Такие разновидности современной музыки, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, а также произведения джаза и рок-музыки, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков.
В связи с этим в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес ученых, исследователей к данному виду искусства, к его истокам, истории становления, вопросам теории и терминологии, к определению роли и места музыкального искусства эстрады как целостном мире искусств.
Следует понимать, что музыка в целом может оказывать на человека как положительное, так и отрицательное влияние. Музыка не бывает плохой, некоторая музыка просто не находит своего слушателя и погибает. Музыка просто разная. Эстрадная музыка может, как воспитывать музыкальный вкус, так и извращать его.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, академик и литературовед, очень точно заметил: "Чрезвычайно опасно, что естественные науки опережают в своем развитии гуманитарные. Люди начинают отставать в области художественного творчества. Между тем гуманитарные науки и искусства формируют нравственный мир каждого отдельного человека и всего общества в целом".
Возможно, именно этот факт и является первопричиной возникшей проблемы, т.е. потери вкуса, как у подростков, так и у иных поколений.
"...Каждый выпуск студентов музыкальных учебных заведения более говорит о потерях, нежели о расцвете культуры. Все меньше среди выпускников музыкантов, просветителей, способных взять на себя заботу музыкального воспитания народа", - сказал Ражников Владимир Григорьевич.
Таким образом, напрашивается вывод, что падение музыкального вкуса молодёжи вызвано не чем иным, как падением музыкальной культуры в целом.
Цель данной работы:
выявить влияние эстрадной музыки на воспитание музыкального вкуса подростков.
Задачи:
- изучить историю возникновения эстрадного искусства
- выявить влияние эстрадной музыки на формирование вкуса у подростков
- выявить причины падения музыкального вкуса у подростков
- предложить идею по созданию программы воспитания музыкального вкуса средствами эстрадной музыки