Каждый период жизни человека хорош по-своему, и каждому периоду свойственны свои особенности. Не составляет исключение и подростковый возраст. Именно в этом периоде жизни происходит становление взрослой личности. Особенности подросткового возраста связаны, в первую очередь, с половым созреванием. Вследствие этого у подростков проявляется моральная неустойчивость характера, начинают проявляться такие черты характера, которые до последнего времени не давали о себе знать. Особенности развития в подростковом возрасте характеризуются двоякой полярностью психики: чрезмерная общительность резко переходит в желание уединиться, сочувствие и нежность граничат с далеко не детской жестокостью. Непонятная застенчивость перерастает в неудержимое желание быть в центре внимания. Конечно, для любого подростка характерно чувство взрослости
. Это не удивительно. Именно в этом периоде жизни начинает меняться походка, голос, манера поведения с близкими людьми и в незнакомом обществе. Как раз в подростковом возрасте очень чётко проявляется такая особенность характера, как лидерство или ведомость.
Противоречивость переживаний, свойственная подросткам, делает их особо чувствительными к существующим в культуре формам организации жизни, в том числе к самым обобщенным формам, содержащим идеал человеческой жизни. Идеалы, естественно, соизмеримы с эпохой, но в них есть общее – они связаны со стремлением к творчеству. Главный вопрос любого подростка: "Зачем живут люди?". Отсюда главная проблема подросткового возраста – освоение пространства жизни во всей ее полноте и целостности.
В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма: часто наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, неуравновешенность, несдержанность, частая смена настроений.
Подростковый возраст характеризуется стремлением к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия.
Главная задача взрослых заключается в том, чтобы помочь становлению личности, не навязывая свои приоритеты. Также очень важно не упустить момент, когда формируется музыкальный вкус ребёнка, помочь ему разобраться в разнообразии музыкальных направлений и дать возможность выбрать подростку "свою" музыку, не навязывая свои предпочтений.