Появлению Баха на должности придворного капельмейстера предшествовало событие в Дрездене: там должно было состояться выступление «мировой звезды» того времени Л. Маршана. Музыканты познакомились накануне концерта, им удалось даже вместе поиграть, после чего Маршан покинул Дрезден, не выдержав конкуренции и признав Баха лучшим, чем он сам, музыкантом.
1722 год – устав от светской музыки, Бах подает прошение на открывшуюся в Лейпциге вакансию кантора. Год спустя он получает это место. В Лейпциге уже ставшего известным музыканта ждут музыкальный директор города и кантор церковного хора при школе Св. Фомы. Именно здесь Иоганн Себастьян приступает к работе в качестве руководителя школы певчих. Преподавание тяготит композитора, отнимая время от творчества. Кроме того, школа певчих содержится плохо, ученики Иоганна Себастьяна постоянно голодны и плохо одеты. Да и о качестве певческих способностей мальчиков начальство школы заботится мало.
Одновременно композитор принимает живое участие в деятельности «Музыкальной коллегии» Лейпцига. В Лейпцигский период творчества Бах пишет «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокую мессу», «Величальную ораторию», мессу си минор, «Рождественскую ораторию» и др. Начальство недовольно произведениями Иоганна Себастьяна – они «не церковны», в них отсутствует подобающая строгость, но в избытке наличествует красочность земной музыки. Взаимное недовольство композитора и его начальства выливаются, в конце концов, в открытый конфликт.
В последние годы жизни Бах тяжело болел – сказалось перенапряжение глаз, полученное еще в юности. Незадолго до смерти композитор решился на операцию, но после нее только окончательно ослеп. Это не остановило композитора – теперь он диктовал свои произведения.
Иоганн Себастьян Бах умирает в 1795 году. Продолжил династию Бахов второй сын Иоганна Себастьяна Баха, Карл Филипп Эмануэль Бах. Он изучал юридические науки, и потому отец спокойно относился к его увлечению легкой, блестящего стиля музыкой; но это-то направление музыкального дарования и сделало Филиппа Эмануэля великим, и он справедливо считается отцом современной инструментальной музыки и предшественником Гайдна, Моцарта и Бетховена в области сонаты, симфонии и других инструментальных форм. Отправившись во Франкфурт-на-Одере с целью изучать юриспруденцию, он вместо того окончательно увлекся музыкой и основал певческое общество. В 1738 году переселился в Берлин; в 1740-м был сделан придворным пианистом и аккомпанировал Фридриху Великому, игравшему на флейте. Семилетняя война охладила короля к музыке. Бах, получив отставку, отправился в Гамбург, где занял освободившееся после Телемана место директора церковной музыки. Здесь он и умер 14 декабря 1788 года.
Главная заслуга К.Ф.Э.Баха заключается в том влиянии, какое он имел на фортепианное исполнение своим сочинением «Опыт правильного способа игры на клавире», а также в его высокохудожественной манере игры и в его произведениях. Композитор оставил громадное количество произведений, особенно для фортепьяно: 210 фортепьянных пьес, 52 концерта, множество сонат, симфонии и пр. В области церковной музыки он имеет меньшее значение, хотя написал также большое количество произведений: 22 Passions, несколько кантат, Sanctus для двух хоров, ораторию «Израильтяне в пустыне» и др.
Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 в Лейпциге, в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера и Иоганны Розины Вагнер (урожденной Пец), дочери мельника из Вайсенфельса.
Детство Вагнера не было благополучным: он много болел, семья часто переезжала, в результате мальчик учился урывками в школах разных городов. Тем не менее уже в юные годы Вагнер воспринял многое из того, что ему впоследствии пригодилось: он был хорошо начитан в классической и современной литературе, полюбил оперы К.М.Вебера (вхожего в дом Вагнеров), посещал концерты, овладел азами композиторской техники. Он проявил также тягу к самовыражению в театрально-драматической форме, живо интересовался политикой и философией. В феврале 1831 поступил в Лейпцигский университет, а незадолго до этого было исполнено одно из первых его произведений – увертюра си-бемоль мажор.
Вагнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражения определенной философской концепции. Ее суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из Художественного произведения будущего: «Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью»[3].