Диаграмма 3.
Сравнительный анализ результатов изучения уровня развития ритмических характеристик музыки у детей, занимающихся в народном инструментальном кружке «Клюковки» (Диаграмма 3) за указанные периоды обучения - за период обучения - 2005-06 учебный год, и 2006-07 учебный год - позволяет отметить положительную тенденцию в плане развития чувства ритма, в целом.
Так, если сравнивать результаты диагностики СЕНТЯБРЬ, 2005-06 уч.года и МАЯ, 2005-06 уч.года, то видно, высокий уровень вырос с 73% (11 человек) до 100%; средний уровень снизился в сторону высокого уровня с 27%( 4 человека) до 0. Подобные качественные изменения наблюдаются и в этом текущем году(соответственно: СЕНТЯБРЬ – ЯНВАРЬ):
высокий уровень - 30% (3 человека) – 60% (6 человек);
средний уровень – 40% (4 человека) – 40% (4 человека) – изменения за счет снижения показателя низкого уровня;
низкий уровень – 30% (3 человека) отмечался лишь в начале указанного периода.
Хотелось бы заметить, что учебный год еще не закончился, работа продолжается и, думаю, что в МАЕ текущего 2006-07 учебного года результаты развития музыкально-сенсорных способностей и исполнительских умений на народных музыкальных инструментах у детей станут еще выше и качественно лучше.
Анализ результатов полученных данных позволяет сказать, что выдвинутая гипотеза настоящей квалификационной работы подтвердилась на практике работы с детьми.
Таким образом, результатом систематической, целенаправленной и планомерной работы являются качественные изменения в развитии музыкально-сенсорных способностей у обозначенной группы дошкольников посредством использования возможностей народной инструментальной культуры.
Для достижения полученных результатов осуществлялась работа, предполагающая не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста.
В работе по развитию музыкально-сенсорных способностей детей средствами народной инструментальной культуры использую материалы:
Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. «Камертон», автор Костина Э.П.;
Программы патриотического воспитания дошкольников «Наследие», автор М.Ю.Новицкая;
Программы «Гармония» , автор К.В.Тарасова
Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника, Центр «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца;
Учебно-методических рекомендации Программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О.Л.Князева, М.Д.Маханёва;
Технологии А.И.Бурениной; «Аудиальное развитие», автор А.Лобова;
Методических рекомендаций:
Зиминой А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях;
Кононовой Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах;
Ветлугиной Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду;
Рытова Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей и др.
Музыкально-литературных разработок журналов «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание» и др.
Хотелось бы заметить, что представленные в квалификационной работе и в Приложении материалы – это лишь небольшая часть системы использования возможностей народной инструментальной культуры как одного из средств музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Обучение игре на музыкальном инструменте осуществляю в ходе занятий (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных).
Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форма проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие. Так, работа по обучению игре на народных музыкальных инструментах занимает значительное место в системе всей работы.
При обучении детей игре на народных инструментах (как сольной, ансамблевая, оркестровая игра) развиваю их музыкально-творческие и исполнительские способности, расширяя при этом представления детей о разнообразии жанров устного народного творчества, воспитываю интерес и любовь к музицированию, развиваю у детей творческую активность и художественный вкус; приобщаю к инструментальной народной музыке.
Система работы направлена на развитие у детей восприятия звуковысотных, динамических, выразительных тембровых свойств музыкальных звуков, исполнительских и творческих способностей детей.
Разработанная мною система работы по обучению детей игре на музыкальных (в том числе народных) инструментах строится с учетом общедидактических принципов обучения и воспитания детей (последовательность, учет ведущего вида деятельности, учет индивидуальных способностей конкретного ребенка и др.); методики обучения игре на музыкальном инструменте; методики работы с оркестром (ансамблем).