Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения. Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Ребенка уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощенное, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обусловливает ее высокую художественную ценность.
Затруднения, возникающие у детей дошкольного возраста при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-слуховых представлений и мотивации к познанию, тем самым происходит обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности и народа в целом.
Думаю, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Следует отметить, что народная культура не застывшая форма, отображающая когда-то происходившие процессы. Это не догма, не стереотипизация определенных проявлений личности, а живой, подвижный, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен.
Если рассматривать в эволюции продукты народной художественной культуры (в том числе исполнительские традиции, народные музыкальные инструменты), то можно заметить, что в настоящее время развивается естественный процесс творческой трансформации народного искусства, сочетающегося с обращением к его первоистокам.
Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т.д. Они развивали у детей, сначала на уровне первичной рефлекторной реакции, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что эти игрушки-инструменты являлись своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.
Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания.
Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира. «Незнакомая» музыка начинает восприниматься детьми не как комплекс, состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и желания ребенка, формирующие мотивы его деятельности, направляются на постижение этого явления.
Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, музицирование на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений для игры на инструментах, поиск новых красок и сочетаний в их звучании во время активного музицирования — все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обусловливают его результативность.
Исходя из актуальности данного направления в работе с детьми была определена тема настоящей квалификационной работы «Музыкальное воспитание и образование дошкольников на традициях народной инструментальной культуры».
Целью настоящей квалификационной работы является изучение проблемы использования народной инструментальной культуры как средства развития музыкальных способностей дошкольников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей народной инструментальной культуры для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Изучить особенности развития музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.
Определить эффективность системы работы по использованию народной инструментальной культуры в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Разработать методические рекомендации для воспитателей, музыкальных руководителей и родителей по использованию воспитательных возможностей народной инструментальной культуры для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности процесса развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами народной инструментальной культуры.
Субъект исследования – дети дошкольного возраста
2005-06 учебный год:
СЕНТЯБРЬ - 81 человек;
МАЙ – 72 человека
Кружок «Клюковки» - 15 человек
2006-07 учебный год:
СЕНТЯБРЬ - 57 человек;
ЯНВАРЬ– 60 человек
Кружок «Клюковки» - 10 человек
Гипотеза исследования – есть возможность предположить, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные изменения в развитии музыкальных способностей (музыкально-сенсорных) у детей дошкольного возраста посредством использования возможностей народной инструментальной культуры, а также при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ обучения, предполагающих изучение каждого ребенка.
Методы исследования:
Теоретические основы исследования: изучение, анализ научно-методической и специальной литературы; формулирование цели, задач, предмета, объекта, гипотезы исследования
Практические: констатирующий и сравнительный анализ результатов изучения музыкально-сенсорного развития детей, собственно развивающая работа, выводы.
База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Ласточка».