И действительно: в совсем небольших масштабах – 10 тт. прелюдия и 12 тт. фуга, – Фишер продемонстрировал все приемы, свойственные частям малого полифонического цикла. Так, в прелюдии типично токкатного, органного характера, где явно прослеживаются будущие баховские интонации, предоставлен: – «узнаваемый» тональный план прелюдии t – s – D→s – D→III–VI–II – D – K6/4 – D – T; – фактура, состоящая из арпеджированных ломаных ходов, – те показатели, которые в основном всегда использовались будут использоваться композиторами, работающими в жанре прелюдии (и фуги). На фоне выдержанных целых и половинных нот в басу (тт. 1–2), в верхнем голосе (т. 3), в среднем (т. 4), снова в нижнем (т. 5) шестнадцатыми нотками кружит, разворачивается «нить Ариадны», ее движение безостановочно, но куда приведет?. Движение пассажей в основном нисходящее, с самой верхней ноты арпеджированного аккорда, за исключением тт. 4, 7. В каденции (т. 9) единственный «прямой» нисходящий пассаж от f²→eis по ступеням мелодического fis-moll к мажорной Т.
4 хголосная 12 ти-тактовая фуга И. Фишера – образец сложнейшей полифонической техники. На протяжении 12-ти тактов тема-вождь повторяется 7 раз, из них один раз в увеличении (тт. 7–8); контрапунктом к теме-ответу становится тема в обращении; наряду с удержанным противосложением есть вертикально – подвижной контрапункт, а в разработке (т. 5) используются приемы стретто, уплотняющие и без того сложную, «напряженную фактуру».
«Прелюдия и фугетта №2» e-moll – один из нескольких подобных малых циклов у Д. Циполи, но в контексте нашего вопроса именно эта прелюдия и фуга представляют особый интерес с точки зрения «программного» тематизма.
Прелюдия выдержана в типичном импровизационном хоральном стиле; возможно, она первоначально была написана для органа, потому что в редакционной пометке есть сноска о том, что на усмотрение исполнителя предоставляется удвоение баса октавой ниже, а также использование различных вариантов арпеджио. Статичный, монументальный характер прелюдии создают аккорды целыми длительностями с задержаниями, «перетекающие» друг в друга, за счет этого выдержана плотная, неразрывная фактура. Употребление умVII, септаккордов II, VI ступеней придают внутреннюю напряженность прелюдии при внешней сдержанности. И «прорыв» наступает в динамичной 3 хголосной фугетте с чрезвычайно энергичной темой, состоящей из квартового скачка↑ от V к I ступени (фигура anabasis) и последовательного хода ↑ от I→V ступени и вновь квартовый скачок V↓II↑V (т. 2). Теме-вождю следует тональный доминантовый ответ, переходящий в фигуру circulato в кодетте, а в верхнем голосе диссонирующее противосложение с хроматическими ходами (т. 3–4). С наступлением темы в басу в среднем голосе звучит удержанное «диссонирующее» противосложение (тт. 5–6), и после кодетты наступает небольшая но интенсивная разработка (т. 8) с первой, части темы, контрапунктом которой вновь являются элементы удержанного противосложения – нисходящие хроматические ходы, перерастающие в кульминацию (т. 11), где использован прием стретто. Первая часть темы проводится 4 раза на протяжении тт. 11–14, и наступает кода (т. 15, в ремарке стоит «очень громко, важно, замедляя»), в которой сохраняется ритмический рисунок темы, но интонационно измененный, «смягченный» поступенным нисходящим ходом от VI →II, переходящим в IV ступень и разрешаемым в мажорную терцию – борьба и противостояние закончились. Таким образом, данный цикл представляет «единство контрастов»