На основании изучения научно-исследовательской литературы, можно сделать вывод о том, что малый полифонический цикл сформировался приблизительно в третьей четверти XVII столетия. Представляется интересным проанализировать различные варианты его воплощения в творчестве барочных композиторов: И. Пахельбеля, И. Фишера, Д. Циполи. Представим краткие биографические сведения о каждом из них.
Иоганн Пахельбель (1653–1706) – немецкий композитор и органист, добившийся широкой известности в том числе и как педагог. У него учился Иоганн Кристоф Бах – старший брат и учитель И.С. Баха. В обширном наследии Пахельбеля преобладают произведения для клавишных инструментов: 70 хоральных прелюдий, 95 органных фуг к Магнификату (для вечерней службы), ряд нецерковных пьес: токкат, прелюдий, фуг, фантазий и др. Пахельбель явился одним из прямых предшественников И.С. Баха в жанрах органной музыки. Стиль его полифонического письма сочетает большую ясность и простоту гармонической основы, фуги отличаются тематической характерностью, но ещё не развиты и по существу состоят из цепи экспозиций. Импровизационные жанры характеризуются значительной цельностью и единством. И.С. Бах пристально изучал инструментальные сочинения Пахельбеля, и они стали одним из истоков формирования его собственного музыкального стиля.
Иоганн Каспар Фердинанд Фишер (1662–1746) – немецкий придворный композитор, – сочинял в основном инструментальную музыку: сборник оркестровых сюит «Весенний дневник» – 1695, Pieces de clavesin-1696 во французской манере; Musicalischer Parnassus-1740, в итальянском стиле; два сборника органной музыки Ariadne musica-1702, включающий в себя 20 прелюдий и фуг в 20-ти тональностях и Blumen straube-1732, состоящий из пьес в 8-ми церковных ладах; также есть 2 вокальных сборника церковной музыки. Инструментальные произведения И. Фишера хорошо известны И.С. Баху, в частности, по образцу сборника Ariadne musica был создан «Хорошо темперированный клавир».
Доменико Циполи (1688–1726) – итальянский органист и композитор. Учился в Италии у А. Скарлатти, Б. Паскуини. В 1716 г. Опубликовал сборник пьес для органа и клавесина, быстро приобретший популярность. С 1717 г. жил в Аргентине. Мессы, мотеты и другие духовные композиции Д. Циполи широко исполнялись в церквах Южной Америки, куда он был направлен для служения Орденом Иезуитов.
«Прелюдия и фуга» d-moll И. Пахельбеля.
3 хголосная прелюдия аккордового склада (даже с некоторыми элементами токкатности) представляет из себя 3 хчастную репризную форму с развивающей серединой. Тематически эта прелюдия удивительно цельна: каждый из голосов последовательно проводит свою линию, которая неизменна на протяжении произведения; в целом создается впечатление строгости, а кое-где и «неотвратимости бытия».
Помогает созданию яркого образа «фатальности» использование риторических фигур и средств, свойственных аффекту печали: внутритактовые (тт. 2, 4, 8, 22) и междутактовые (тт. 1, 2, 6, 8, 11 – 13, 15, 17, 19, 20, 23, 24, 26) синкопы; секстаккорды; хроматические интонации (например, вводный тон к I ступени на протяжении тт. 1 – 4 появляется 5 раз).