В настоящее время использование компьютерных технологий в учебном процессе интенсивно развивается, но, к сожалению, пока применяются далеко не везде несмотря на широкие возможности их использования. На уроках в музыкальной школе эти технологии используются редко из-за недостатка соответствующей технической базы и низкой компьютерной грамотности педагогов, в то время как современные школьники достаточно уверенно пользуются компьютером. Использование компьютерных технологий в обучении может не только повысить продуктивность и качество обучения, но и облегчить работу педагогу, потому что эти технологии дают более наглядную и многоплановую информацию об изучаемом предмете. Все это предъявляет новые требования к подготовке педагогов. Современный педагог должен быть в курсе разработки и развития новых методических разработок и возможности использования мультимедиа технологий, а также должен уметь применять или адаптировать их в своем учебном процессе.
Акустическая гитара – инструмент, широко востребованный в среде подростков и молодежи. В многолетней практике обучения игре на гитаре используются разнообразные методические пособия, «школы», а в последние десятилетия появились и интересные музыкально-компьютерные программы, содержащие технологии обучения игре на акустической гитаре. Представляется целесообразным объединить интерес подростков и молодежи к игре на гитаре и к работе с компьютером для освоения навыков гитарного исполнительства и музицирования.
Для достижения этих целей необходимо изучить, с одной стороны, современные музыкально-компьютерные программы, посвященные обучению игре на акустической гитаре, а, с другой, – цели и мотивы контингента лиц, обучающихся игре на акустической гитаре.
В Интернете представлен целый ряд специальных музыкально-компьютерных программ, содержащих технологии обучения игре на акустической гитаре – рекомендации, упражнения, образцы исполнения, нотный материал и т. д. Назовем лишь некоторые из них:
1. Е. Медведев. Видеошкола игры на гитаре от компании Бука Софт, (2007).
2. А. Носов. Гитарная школа (2008).
3. А. Николаев. Уроки игре на гитаре в двух частях (2004).
4. Гитара. Уроки мастера для начинающих Д. Агеев (2008).
5. Игра на гитаре для "чайников", разработана в США (2004).
6. А. Кравченко. Школа игры на гитаре в двух частях (2005).
Каждую из этих программ можно использовать в учебном процессе, но необходимо иметь в виду, что они предназначены для различного контингента обучающихся, преследующих разные цели.
Изучение контингента лиц, осваивающих приемы игры на акустической гитаре, показало наличие трех основных категорий:
– дети, обучающиеся в детской музыкальной школе, возраст которых составляет 12–17 лет;
– дети, посещающие кружки гитары при различных учреждениях основного и дополнительного образования; к этой категории относятся подростки и старшие школьники в возрасте 13–18 лет;
– лица, обучающиеся игре на акустической гитаре самостоятельно, т. е. занимающиеся самообразованием, различного возраста – от подростков до взрослых.
Рассмотрим более подробно каждую из этих трех категорий обучающихся.
Дети, обучающиеся в детской музыкальной школе. Целью обучения является начальное освоение техники игры на гитаре с последующим совершенствованием в системе профессионального образования. Весь процесс обучения регламентирован учебными планами и программами ДМШ, имеет устойчивые методические традиции. Мотивы обучения в данном случае могут быть разными, а стимулами выступают оценки, которые педагог ставит ученику, а также участие в различных конкурсах, фестивалях (с присуждением почетных грамот и дипломов). Системой контроля качества обучения являются экзамены технические зачеты, коллективные уроки и т. п. Поскольку весь процесс обучения осуществляется под постоянным контролем педагога, музыкально-компьютерные программы могут быть использованы в качестве наглядного пособия, а также вспомогательного средства для повторения пройденного материала, закрепления полученных знаний и выполнения разнообразных самостоятельных заданий. Для них целесообразно использовать программы № 3, 4, 5, 6.