Щелкунчик

Страница 2

Начинается еще одно чудо сказки – рост елки и игрушек. Все движение темы состоит из бесконечного устремления вверх, а ее заполнение происходит за счет тембрового, фактурного, гармонического и ритмического развития.

Следующая фантастическая сцена – битва – построена как изобразительная картина. Ее следовало бы назвать скерцо-маршем, потому что вся она пронизана равномерной пульсацией маршевого ритма. Сцена состоит из 2 динамических волн. Первая заканчивается победой мышиного войска, вторая – поединком Щелкунчика и мышиного короля. Игрушечность подчеркнута в фанфарах тембров высокого регистра деревянных духовых. В наиболее напряженные моменты битвы возникает типичное для Чайковского столкновение восходящего и нисходящего движения двух враждебных тематических сфер. Сцена заканчивается гибелью мышиного принца. Завершает картину речитативная фраза со скачком на сексту, которая должна воспроизвести превращение Щелкунчика в прекрасного принца.

Действие переходит к своему последнему этапу – светлому торжественному финалу, который отражает разные грани радости.

Жемчужина всего первого акта – «Вальс снежных хлопьев». Это первый массовый классический танец.

Начало вальса вызывает ассоциации с кружением и завьюженностью снежных вихрей. Основная тема – «колыхание» терцовых и квартовых интонаций. В репризе тема, переходя от флейты к струнным, приобретает трепетность и тревожность. Основной эффект трио – введение хора мальчиков, поющего без слов за сценой. Хоровой тембр лишь усиливает холодноватый, призрачный характер всего вальса. Постепенно возникает яркая динамическая устремленность к общей кульминации вальса, наступающей с репризой всей формы.

Драматургия второго акта при всем отличии от первого имеет некоторые общие черты. Его большая завершенность, самостоятельность подчеркнуты обрамлением. Вступительный и заключительный эпизоды построены на одном тематическом материале. Это образ волшебного города, в который вступают герои, как в мечту.

Два больших раздела составляют второй акт: первый – дивертисмент, национальная сюита, второй – лирическая танцевальная сюита.

Почти все танцы дивертисмента имеют два названия: «Шоколад» («Испанский танец»); «Кофе» (Арабский танец»); «Чай» («Китайский танец»); «Трепак» («Русский танец»), в танце «Мамаша Жигонь и паяцы» использована подлинная французская песенка «Жирофле-Жирофля».

Темпераментный «Испанский танец» основан на контрасте двух тем – мужественной волевой и женской грациозной, певучей. Разнообразие ритмов и богатство оркестровых красок как бы уравновешивается тональной устойчивостью.

«Арабский танец» – пример редкого использования Чайковским образов Востока. Здесь звучит мелодия грузинской колыбельной. Томный, грустный, вместе с тем страстный танец тонко воспроизводит особенности народного музицирования.

Быстрое скерцо сюиты – «Китайский танец» – основано на комическом противопоставлении высокого регистра (флейты) и низкого (фагота).

В русском танце подчеркнут его массовый характер. Здесь звучит наиболее полно оркестр.

Заключающий сюиту танец «Мамаша Жигонь и паяцы» состоит из контрастных эпизодов – танцевального и песенного. Реприза выполняет функцию коды всей сюиты.

Завершающий этап балета состоит из еще одной циклической формы. Два вальса обрамляют большое Pas de deux – единственную в балете традиционную классическую сюиту.

«Вальс цветов» продолжает традиции больших массовых вальсов «Лебединого озера» и «Спящей красавицы». Развернутая каденция арф на нейтральном музыкальном материале создает торжественную атмосферу ожидания, и первая тема у валторн звучит величаво и празднично. Активному началу первой темы противостоит плавное хроматическое движение темы средней части. В ее задушевных интонациях ощущается близость к «онегинскому» стилю. Вторая тема средней части сочетает в себе удивительную пластичность и танцевальность с романсовой распевностью. Кульминационная зона вальса, прежде всего, выделена тонально – после длительного пребывания в D-dur происходит внезапный сдвиг сначала в B-dur, а потом и в F-dur. Торжественно начавшись, «Вальс цветов» имеет необычную коду. В эпизоде вычленяется триольная фраза, которая вносит скерцозный характер, легкость и воздушность. Вальс непосредственно переходит в Pas de deux – кульминацию всего балета. Тема первой части, Andante maestoso, предельно проста – это нисходящий звукоряд в пределах октавы. Повторяемый несколько раз, он окрашивается то минорным, то мажорным ладом.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru