Первые упоминания о новом балете появляются в письмах Чайковского сразу же после премьеры «Спящей красавицы». Директор императорских театров И.А. Всеволожский задумал осуществить замысел смешанного балетно-оперного спектакля, и с этой целью начал переговоры с Чайковским. Композитор остановил свой выбор на сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Работа была начата в феврале 1891 года, но из-за концертного турне была прервана и продолжилась в начале июня. Полностью балет был закончен 25 марта 1892 года, а в декабре состоялась премьера в постановке Л.И. Иванова под управлением В. Дриго.
Впервые Чайковский прочитал сказку «Щелкунчик и мышиный король» в 1882 году. В творчестве Гофмана композитору была особенно близка тема романтического порыва, стремления человека к своей мечте через борьбу и страдания.
Сценарий балета написал Модестом Чайковским и лег в основу плана Петипа. При сохранении видимого сходства со сказкой у сценария оказалась изъята «душа». Психологический подтекст, глубокие мысли и идеи сказки оказались предельно упрощенными. Ведь традиции постановочного развлекательного балета диктовали свои требования. Чайковский протестовал, но потом приходилось соглашаться и с этим. Но все это не помешало композитору одержать победу в работе над «Щелкунчиком», которая заключалась в том, что, будучи в тисках плана и требований дирекции, во многом вопреки своему видению балета, он создал новый тип лаконичного балетного спектакля, в котором появились элементы новой драматургии, которым было суждено развиться и укрепиться в балетном театре ХХ века.
В первом акте преобладает принцип многопланового контраста: бытовые и фантастические сцены, разнообразные события внешней, реальной жизни и бурная, насыщенная значительными событиями ночная жизнь.
Два детских марша (в увертюре и в сцене №2) создают в начале спектакля атмосферу светлого мира детства.
Главную и побочную тему увертюры объединяет песенно-мелодическое начало. Стилистически увертюра развивает классицистские традиции: совершенство формы оттеняется оркестровкой. Чайковский оставляет лишь две валторны, струнные с деревянными духовыми создают прозрачную, гибкую ткань.
Второй детский марш основан на сопоставлении мужественного и женственного элементов. Фанфары первой темы (медные инструменты), прихотливый, «подпрыгивающий» ритм марша во второй теме (струнные) создают зрительные ассоциации с мальчишеской воинственностью и девичьей грациозностью.
Наряду с танцевальными эпизодами, создающими радостное, праздничное настроение, сцена №1 сразу же вводит в обстановку ожидания, тревоги и неясных предчувствий.
Средняя часть первого раздела акта – это сцена №4, появление Дроссельмейера и танец заводных кукол. Начало сцены (альты на фоне тромбонов) звучит ладово и тонально неопределенно, возникают угловатые контуры темы. Тема – речитатив Дроссельмейера, он несет большую смысловую и драматургическую нагрузку. Неоднократные проведения этой темы связаны с тембром фагота и бас-кларнета и вызывают ассоциации с мрачными образами оперной и симфонической музыки Чайковского. Тематизм танцев заводных кукол основан на теме Дроссельмейера. Возникает мерность метрической организации, при этом подчеркивается бездушность и враждебность этого образа. Скованность, застылость выражены в зерне вальса, его первом двутакте со скачком на нону.
В сцене №5 на первый план выступает образ Клары. Ласковый и нежный образ главной героини связан с медленным вальсом (A-dur). Впервые подчеркнуты песенные, распевные интонации, в которых ритмическое начало уходит на второй план. Самая важная лирическая характеристика Клары происходит в «Колыбельной».
Вторая фаза действия – ночные сцены – начинается с №6 и переключает в сферу эмоциональной внутренней жизни, отраженной в фантастической форме. Здесь многое еще в сфере предчувствий и наивных представлений, но основные этапы борьбы с самим собой, мужания, победы над жизненными бурями в процессе и именно во внутренней, неопровержимой логике развития образов. В этом – подлинный философский смысл всего произведения. Весь эпизод ночных шорохов построен на коротких темах и мотивах, объединенных постоянным ровным фактурным движением – фоном, который приобретает иногда тематическое значение. Отдельные короткие фразы, разбросанные по разным регистрам и инструментам, постепенно звучат настойчивее, подводя к трагически звучащей фразе. Эта фраза близка к темам рока Чайковского. Здесь она отражает состояние страха и отчаяния, которое овладевает девочкой.