Звучание прелюдии с ее прозрачной полифонизированной фактурой удивительно легко. Это впечатление легкости создается благодаря широкому расположению звуков в аккордах, а также обилию залигованных нот.
В 1894-1896 годах полностью определяется манера раннего скрябинского изложения. Как отмечает А. Николаева, это время "…большого напряжения творческой энергии"[27]. Именно в эти годы создаются такие сочинения, как этюды ор.8, прелюдии ор.11, 13, 15, 16, 17, идет работа над Сонатой-фантазией ор. 19. Происходят изменения и в сфере содержания: драматические образы приобретают волевую целеустремленность, а лирика - "…силу интимной откровенности…"[28].
В произведениях данного периода встречаются те виды изложения, которые пройдут сквозь все творчество композитора. К ним, в частности, относится, фигурационность - мрачно-тревожная (этюд ор.8 №7), утвердительно-волевая (прелюдия ор.11 Es-dur) и другие виды. Стоит заметить, что большую роль фигурационности выделяют многие исследователи творчества Скрябина. Так, например, В.Ю. Дельсон пишет, что фигурация становится "…важным и типичным элементом фортепианной фактуры…"[29].С. Фейнберг[30], пианист, автор исследования "Пианизм как искусство", отмечает следующее. "Многие способы изложения Скрябин доводит до такой степени совершенства и утонченности, что его творчество уже соприкасается с тем пределом, за которым скрывается или тайна еще никем не обнаруженных звучаний, или же, при неудаче, пустота материальной формы - творческое небытие"[31]. По его мнению, к этой грани Скрябина приводят такие приемы, как сложная полиритмия, скрытый тематизм, утонченная мензура в употреблении педали. Сопровождающие фигурации фортепианных сочинений Скрябина охватывают всю клавиатуру, оставляя для изложения основных музыкальных мыслей средний регистр. Но Скрябин допускает еще более широкий размах руки на клавиатуре. Далекие расстояния, считавшиеся до Скрябина скачками (например, далеко отставленные ноты в сопровождении этюда dis-moll) в скрябинском фортепианном стиле мыслятся принадлежащими к одной позиции рук[32].
В ранних фигурациях Скрябина формируется характерная для его стиля полиритмия, способная передать чувство легкости, зыбкости и становящаяся в зрелые годы одним из ярких средств при воплощении полетного начала.
1899-1903 годы являются переходными для фортепианного стиля Скрябина. В это время происходят некоторые смены в жанровой ориентации. С одной стороны, крупная циклическая форма сжимается до одночастной (4 соната), с другой - малая укрупняется, что приводит к появлению жанра поэмы. Изменения наблюдаются и в образном плане. Лирика становится более напряженной, в ней обостряется характер стремления, тяги - так рождаются образы томления.
Средний период творчества является наиболее важным этапом для всей дальнейшей эволюции фортепианного стиля композитора. Именно в это время происходит поворот в отношении к способу изложения, приведший в поздние годы к господству коротких по протяженности, непостоянных форм фактуры. Начало этого стилевого сдвига можно связать с кристаллизацией ярчайшего состояния в музыке Скрябина - полетности, которое еще более усиливается в поздний период творчества. Проникая во все эмоциональные сферы, оно несет с собой характерную прерывистость, частую паузированность изложения. В последние годы полностью реализуется тенденция к укорачиванию фактурного пласта, что приводит к исчезновению развернутых, фигурационного характера построений и появлению "мозаичной" ткани.