Скрябинский динамизм, приобретающий в зрелые годы специфический характер полетности, является одной из самых ярких черт и его фортепианного творчества. Постоянным присутствием движения в разных планах изложения - неустанно гибкими фигурациями, трелями, тремоло, всплесками коротких мелодических фигур, сложностью ритмической жизни фактурных линий - создается нервная трепетность звучания, словно передающая трепет, биение пульса жизни.
Скрябинское творчество связано нитями преемственности с различными явлениями музыкального прошлого. Его клубящаяся взлетность, сжигающая экстатичность, интимно-поверяющий тон лирики роднят его с искусством романтизма. И в сфере фортепианности композитор развивает, обостряя порой до неузнаваемости, многие свойственные романтиками черты. С романтизмом связаны такие черты его фортепианного стиля, как певучая трактовка инструмента, педальная смягченность звука, пианистическая мелодичность ткани. Одним из ярких романтических признаков фортепианного стиля Скрябина является лирическая окрашенность сферы движения, порождающая у него мелодийную трактовку фигурационности. Тем не менее, композитор шел по пути большего обострения экспрессивных элементов музыки романтиков. Это был динамизм быстро следующих друг за другом волевых импульсов, создающих впечатление трепетности, нервной приподнятости. Он проявился во всех элементах музыкального языка. Так, в мелодике произведений Скрябина уже в ранний период творчества намечается отход от песенного мелоса и от традиционной романтической кантилены. Движение ведущего голоса становилось все более извилистым. В нем часто возникали взлеты, нередко на большие интервалы. Импульсивность развития подчеркивалась введением пауз, которые сообщали музыкальной речи прерывистость, и мелизмов, придающих восходящему движению большую стремительность. Все эти особенности можно пронаблюдать и в среднем периоде творчества, в частности, в поэме ор.32 № 1.
Однако при явных генетических связях с изложением романтиков для скрябинской фактуры нехарактерны многие из тех средств, что образуют фортепианный мир романтизма, а именно: октавы, двойные ноты, общие формы движения в технически выделенной и пассажной форме.
В зрелые годы происходит некоторое сближение его стиля со стилем импрессионизма. Проявляется это в тяге к многоплановой фактуре, в утонченной проработке ткани, разорванности изложения.
В музыке Скрябина отчетливо прослеживается три основные образно-эмоциональные линии. Условно их можно определить как лирику, образы движения и воли. На протяжении творческого пути композитора внутри этих сфер происходят значительные изменения. Если в ранние годы лирика музыки Скрябина носит поэтичный, светлый характер, то в более поздних произведениях она превращается в специфическое состояние томления, романтическая героика - в экстатическую накаленность. Внутри сферы движения рождается образ полета, который играет огромную роль в творчестве композитора.
Образно-эмоциональный мир произведений раннего периода открывает глубокую романтическую сущность музыки Скрябина, проявляющуюся, в частности, в тяготении к жанрам прелюдии, ноктюрна, мазурки, этюда. Несмотря на то, в эти годы отмечается влияние музыки Шопена, тем не менее, в сочинениях 80-90 годов чувствуется назревание будущего скрябинского стиля. Интересным примером предвосхищения манеры зрелого письма является изложение прелюдии ор.2 H-dur.