Тема 1. Музыкальный словарь в рассказах
Цель: ввести учащихся в мир музыки. Развивать у них способность слышать и видеть музыку, уметь осмысливать свои чувства и свое отношение к воспринимаемой музыке.
1. «В гостях у музыки». «Сто тысяч разных звуков» (как родилась музыка? Можно ли музыку перевести на язык слов?).
2. «Закрой глаза и ты увидишь» . (что значит понимать музыку?)
Тема 2. О музыке и музыкантах
Цель: раскрыть значение музыки в жизни людей, как она рождается, кто ее создает, где она звучит.
1. «О тех, кто сочиняет музыку». В гостях у известного композитора (Шаинского В.В.).
2 «Чудесные мелодии». «Я - певец и композитор».
Тема 3. Какая разная музыка
Цель: развитие познавательных способностей детей, использование музыкальных произведений, направленных на развитие мышления и воображения.
1. «Звук, который выражает слово, а что же песня?» (поем и рисуем).
2. «Песня на романском наречии».
3. «В музыкальном театре. Слушание оперы Н.А. Римского-Корсакова по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Тема 4. Где звучит музыка
Цель: ознакомление с музыкальными жанрами; как построены опера, балет, о чем рассказывает музыка баллад и симфоний.
Филармония, театр, опера-балет, культура слушания музыки.
1. Музыкальная площадка. Концерт ансамбля народной песни «Сударушка».
Тема 5. Путешествие в страну музыкальных инструментов
Цель: ознакомление с народными инструментами разных времен и народов.
1. Вечер развлечений «Посиделки» (рассказы о музыкальных инструментах: о пастушьем рожке, о флейте, о скрипке, о русской балалайке).
Тема 6. «Я - композитор»
Цель: развивать способность у учащихся сочинять элементарные мелодии, передавая в них свои чувства, эмоции.
1. Веселые мелодии (дети самостоятельно сочиняют мелодии).
Тема 7. Неповторимые мгновения
Цель: ввести ребенка в новый круг музыкального чтения и музыкальных интересов. Развить его чувства, воображение, фантазию, творческие способности. Воспитывать эстетический вкус.
1. Слушание оперы «Красная шапочка».
2. Слушание оперы «Морозко».
3. Просмотр видео-кассеты с записью балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Тема 8. Музыкальное путешествие по Западной Европе
Цель: приобщать детей к мировому наследию музыкальной культуры.
1. «Загадочные вальсы И. Штрауса».
2. «Попурри из оперетт И. Кальмана».
3. «Игры для больших и маленьких» (детский музыкальный фольклор Западной Европы).
4. «Я - маленький странник».
Тема 9. Далекая и близкая Америка
Цель: познакомить учащихся с музыкой Америки и ее творцами.
1. «Чудеса музыкальной Америки».
2. «Я слушаю музыку Гершвина».
3. «Я знаю музыкальные игры американских детей».
Тема 10. Восточные напевы
Цель: развивать способность различать особенности культур.
1. «Секреты музыкальных инструментов Востока» (вина, хиджак и др.).
2. Альманах по странам ближнего Востока (песни, танцы).
3. Игры Востока и их чудеса.
4. Праздник цветов в индийском храме.
5. Музыкальное шоу «Веселый Арлекин» (итоговый урок).
II
.3 Результат контрольного эксперимента.
Целью контрольного эксперимента является выявление уровня сформированности механизмов достижения катарсиса у младших школьников.
Для реализации данной цели были использованы аналогичные методики, как и на констатирующем эксперименте, но взят другой музыкальный материал.
1. «Открой себя через музыку» («Полонез». М. Огинского).
2. «В гостях у сказки» («Детский альбом». П.И. Чайковский).
3. «Море волнуется - раз .» («Картинки с выставки». М.П. Мусоргский).
(Содержание каждой методики смотреть на констатирующем эксперименте страница 43-46).
В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что у детей с высоким уровнем достижения катарсиса при восприятии музыкальных произведений. Характеризуется единством эмоционального и интеллектуального, способностью воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. Так, например, Даша Л. в методике «Открой себя через музыку» верно определила лад произведения, дала ему название и передала в рисунке наиболее близко образ пьесы.