Помимо конституции РФ, которая регулирует все сферы человеческой деятельности в нашей стране, гарантирует права и свободы, кроме кодексов РФ, которые в большей (Уголовный, Трудовой, Налоговый и др.) или меньшей (Земельный, Семейный и др.) степени влияют на развитие АМСТ, существует ряд законов, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность авторов-исполнителей. В частности это: закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» и закон РФ «Основы законодательства Российской федерации о культуре». Эти законы являются основными, регулирующими деятельность АМСТ.
Зачастую на практике мы можем столкнуться с тем, что законодательство выражает интересы не реальных авторов, а их официальных владельцев, что приводит к многочисленным спорам по поводу обладания ими авторских прав и большой неопределенности в издательском деле. Это должно дать повод законодателям со временем совершенствовать законы, властям более четко следить за их выполнением. Мы часто можем видеть, как отдельные произведения известных авторов безнаказанно используются третьими лицами в преступных целях, искажая для потребителей творческой продукции ее изначальные свойства и тем самым принося огромные убытки ее создателям. Несовершенство института наблюдения за исполнением законодательных норм приводит к повсеместным нарушением законов в области авторского права. Пока еще низкий уровень осознанности населением исполнения закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» обусловливается на наш взгляд укоренившейся в сознании людей традицией: не оценивать материально виртуальные ценности («За посмотр – денег не берут» - народная поговорка). В наш век, когда основным богатством становится информация, как никогда важно проследить за ее сохранением и законным использованием.
Н. Старченков, в целом одобряя закон «Об авторском праве и смежных правах», высказывается и о его минусах. На его взгляд, зачастую авторские права принадлежат не авторам, а людям, которые просто наживаются на создателях произведений. Сложно малоизвестному автору отказаться от заманчивого предложения стать известным и получать приличные деньги. За популярность и некое финансовое вознаграждение он продает продюсерам, звукозаписывающим компаниям и т. п. свои авторские права и попадает в «кабалу», в зависимость, от последних. Часто обладатели авторских прав на что-либо преследуют единственную цель - получение прибыли, игнорируя художественную ценность произведения (или даже явления или движения) для общества. Поясним на примере. Самый известный и популярный фестиваль авторской песни может лишиться своего названия (им. В. Грушина), потому как некий племянник Валерия оформил право на использование имени родственника и требует крупного вознаграждения. Теперь известнейшее музыкальное трио им. В. Грушина тоже должно платить племяннику легендарной личности или поменять название. Вот так, с помощью закона, можно делать деньги «из воздуха».
Однако имеет право существовать мнение о том, что созданное произведение (т. е. та же информация), исполненное публично, оказывает прямое действие на дальнейший ход развития общества, вступает в неисчислимое количество различных связей, что делает нереальным контроль за дальнейшим его использованием. Произведение создается с учетом накопленного человеческого опыта, его норм, принятого языка, системы представления, а значит, есть лишь систематизация прошлого опыта людей: идеи - стандартны, темы - не новы (любовь, смерть, добро, зло и т. п.), способ подачи - традиционен (книги, фильмы, картины). Следовательно, автор реально ничего нового не создал, а лишь систематизировал прошлый социокультурный опыт, а значит, его произведение принадлежит всему человечеству. Плюс к этому его произведение - объективная реальность, а отношение к нему - субъективная, что опять не дает право на обладание им. К тому же зачастую произведения слушателям навязываются. Говоря о защите авторских прав, надо помнить и о защите прав потребителя.
Нам думается, что со временем интересы автора и слушателя уравновесятся. Сейчас, смотря телевизор, зритель лишь примерно знает то, что ему предоставят, и телекомпании, пользуясь этим, навязывают ему свою продукцию, в том числе и творческого характера. В дальнейшем все чаще и обширнее будет использоваться вместо телевидения Интернет, где право выбора творческой продукции находится за потребителем. Востребованность продукции АМСТ, на наш взгляд, возрастет, по сравнению с поп музыкой, потому, что сильно уменьшится возможность восприятия создаваемой к последней искусственного интереса, а останется лишь свободный выбор слушателя (это, естественно, идеальная модель без учета многих составляющих, с изменением которых она может модифицироваться в целом).