Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: "Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же".
Исследователи делят его зрелое творчество на отдельные периоды, связывая их с пребыванием в том или ином городе: в Веймаре (1708-1717), Кётене (1717-1723), наконец, Лейпциге (1723-1750). В последнем из этих городов ему пришлось до конца жизни работать в храме св. Фомы в должности кантора - играть на органе и сочинять музыку для богослужений, руководить детским хором и преподавать в церковной школе. Все свободное время композитор отдавал сочинению музыки и семье. Практически все его близкие играли на разных инструментах и пели, потому немало прекрасных вещей он сочинил для них, и прежде всего - для обучения четырех сыновей, ставших позднее талантливыми композиторами.
Его жизнь была спокойной и размеренной, заполненной постоянным трудом, незаметными повседневными заботами, за которыми окружающим сложно было увидеть перед собой великую, гениальную личность. Отношение людей к творчеству Баха было очень непростым. При жизни его ценили как замечательного органиста-виртуоза и педагога. Но понять и полюбить его музыку могли немногие. Большинству слушателей она казалась сухой, излишне сложной и во многом устаревшей. Даже его сыновья не ценили ее по-настоящему, не всегда берегли рукописи своего отца, и в результате немало его сочинений было потеряно.
Современники удивлялись тому, что он никогда не обращался к опере - самому популярному жанру его эпохи, но использовал жанры и формы далекого прошлого, к которым его современники теряли интерес. Да и в наше время произведения Баха требуют особого отношения. Их красота останется недоступной человеку, ищущему в музыке только развлечения. Они требуют серьезного, вдумчивого прослушивания, умения полностью погружаться в их внутреннюю жизнь.
Произведения Баха полифоничны, то есть многоголосны. Даже в сочинениях для скрипки и виолончели соло, где казалось бы звучит только одна мелодия без сопровождения, внимательный слушатель уловит скрытую перекличку двух, а то и трех голосов.
Огромное число произведений написано композитором для органа - уникального инструмента, вбирающего в себя множество тембров, звучащего то мощно и торжественно, то затаенно и трепетно. Играть на органе очень сложно, т.к. звук извлекается не только руками, но и ногами (на специальных клавишах-педалях). Блестяще владея искусством игры на органе, Бах создавал для него и крупные произведения, и маленькие пьесы - хоральные прелюдии, предназначенные для церковных служб.
Последней должностью Баха было место руководителя хора в церкви Святого Фомы в Лейпциге. В его обязанности входило следить за исполнением музыки во всех церквах города. Для воскресной или праздничной службы к самому важному тексту - фрагменту из Евангелия - Бах обязан был сочинить большое произведение для хора и оркестра (или для оркестра и певца) - кантату. И тогда рассказ об услышанном в тексте событии становился еще более красочным и взволнованным, люди получали возможность не только его почувствовать, но и представить себе, а при желании и поучаствовать: кантата обязательно завершается хоралом, который прихожане могут петь вместе с хором.
В то время Бах сочинял по кантате в неделю, до наших дней их дошло более 200, но, к сожалению примерно столько же было безвозвратно утеряно. Бах был женат дважды. Его первая супруга умерла в 1720 году, и композитор женился второй раз. Он был отцом двенадцати детей. Двое его сыновей стали хорошими музыкантами. Карл Филипп Эммануил Бах сочинял произведения изящные и элегантные, в соответствии с требованиями тогдашней моды. Другой сын Баха – Иоганн Христиан, получивший прозвище Английский Бах, - долго жил в Лондоне и оказал сильное влияние на молодого Моцарта, когда юный композитор приезжал в Англию.