Навыки, формирующиеся во время распевок, впоследствии становятся рефлекторными и, по сути, использование одного упражнения помогает в формировании целого комплекса навыков. Эти упражнения обязательно должны быть выбраны в определённой последовательности. Это не означает, что нужно выбирать много распевочных упражнений: много распевок – много задач, а это перегрузкой для детей. В таком режиме невозможно приобретения навыка.
Ещё один аспект: в работе над упражнениями – не пытаться добиться всего и сразу на одном занятие, иначе подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку перед певцами будут ставиться непосильные задачи.
Дикция (греч.) – произношение. Критерий достижения хорошей дикции в хоре – это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией с вокальным ансамблем, хормейстеры обычно стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Это совсем неплохо, потому что именно ясность согласных помогает, понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Необходимо научить вокальный ансамбль и приёму редуцирования и продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем в речи, быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.
Работа над гласными.
Основной момент в работе над гласными – воспроизведение их в чистом виде, то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания вокального ансамбля и достижение унисона в вокальных партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.
А.В. Свешников составил схему выравнивания гласных, которую по его выражению, применял в зависимости от того, «что требуются звукам» (осветление, озвончение или округление). По этой схеме выравнивание можно начинать с любой, лучше всего звучащей гласной в ансамбле, когда каждое звено при пении охватывало все гласные.
Округление гласных осуществляется за счёт прикрытия звука. Не следует путать это понятие с сонбированием, то есть затемнением.
Таблица 1
А |
е |
и |
о |
у |
а – е – и – а а – е – о – а а – е – у – а |
е – а – и – е е – а – о – е е – а – у – е |
и – а – е – и и – а – о – и и – а – у - и |
о – а – и – о о – а – е – о о – а – у – о |
у – а – и – у у – а – е – у у – а – о – у |
а – и – е – а а – и – о – а а – и – у – а |
е – а – а – е е – и – о – е е – и – у – е |
и – а – а – и и – е – о – и и – е – у – и |
о – е – а – о о – е – и – о о – е – у – о |
у – е – а – у у – е – о – у у – е – и – у |
а – о – и – а а – о – е – а а – о – у – а |
е – о – а – е е – о – и – е е – о – у – е |
и – о – е – и и – о – а – и и – о – у – и |
о – и – а – о о – и – е – о о – и – у – о |
у – и – а – у у – и – е – у у – и – о – у |
а – у – и – а а – у – е – а а – у – о – а |
е – у – а – е е – у – о – е е – у – и – е |
и – у – е – и и – у – е – и и – у – о – и |
о – у – а – о о – у – е – о о – у – и – о |
у – о – а – у у – о – и – у у – о – е – у |