Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, представляя собой попевки изучаемого материала (обычно берутся, трудные места). Все педагоги утверждают, что упражнения не должны быть самоцелью в работе: это лишь средство овладения навыком.
В распеваниях не всегда следует доходить до кратких звуков диапазона (например у сопрано до звуков ляb – сиb II октавы – профессиональной подготовленной работой; до фа – фа II октавы в школьном хоре).
А.В. Свешников работал a’cappella без поддержки рояля и начинал пение с гласной «а» на одном звуке, хотя и считал её самой трудной гласной в пении. При рассмотрении певческой традиции гласная «а» наиболее звучащая гласная, так как дети по своей певческой природе поют естественно и непринужденно. В их манере пения не утрачены качества, которые со временем модифицируется у взрослых.
Чтобы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние, полезно начинать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом. Упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном непрерывном (цепном) дыхании, мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшем это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности – крещендо и диминуэндо (< >).
Это упражнение можно петь на слоги «ма» и «да». Оно приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «М, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги «лю», «ле», потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «ю», «е» поются очень близко, упругими губами.
Если при очередном перенесение звука на соседний появляется большое напряжение, то это свидетельствует о нарушение координации в работе голосового аппарата. В этом случае следует вернуться в примарную зону, откуда было начато упражнение снять форсировку и обратить внимание на певческую установку. Примарная зона – тон свободной речи.
Это упражнение может быть полезным для развития динамического диапазона. Начинать пение надо со средней звучности, затем исполнять звук на mf, следующий на mp, и так чередуя. Этот принцип пропевания надо оставлять на всех высотных положениях звуков.
Соединения с сонорными согласными на одном звуке.
По мере того как закрепляется освоение исполнения на одной ноте с ансамблем унисона, следует постепенное расширение диапазона (секунда, терция, кварта и т.д.).
Следующие распевание поступенное нисходящее, или восходящее движение, так как в зависимости от движения, звучание голоса настраивается на фальцетное, или грудное. Диапазон этого распевания до1 (ре)1 – ля1 (си)1 октавы по хроматической гамме.
Распевание на слоги с буквой «И» полезны для осветления звука, помогает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном формировании.
Упражнения пропевают в восходящем и нисходящем направлении на один и тот же слог. Но при пение сверху вниз педагог должен следить за формированием верхнего звука, и при переходе на полутоны петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию, и интонацию.
Следующее упражнение основано на пропевании фраз с повторяющимся слогом при переходе на следующий звук.