Гибкость и многоликость, отличающая «почерк» Стравинского стимулировала возникновение своеобразной, глубоко индивидуальной палитры фортепианных красок. В мелодике и фактуре, ритмике и динамике, фразировке и артикуляции, наряду с общими типическими чертами, представляющими прочную основу русской национальной традиции в произведениях Стравинского, ярко выявляются оригинальные самобытные качества. В процессе творчества композитора они видоизменяются, трансформируются, образуя емкую, целостную систему музыкально-выразительных средств его фортепианного стиля.
Руководствуясь не хронологической последовательностью произведений в творчестве, а общностью стилистических черт, произведения композитора можно разделить на 2 группы: 1. «Четыре этюда», «Три фрагмента из Петрушки», Каприччио, Концерт для двух фортепиано. 2. «Легкие пьесы», Соната, «Серенада in А», Концерт для фортепиано и духовых, Соната для двух фортепиано, «Рег-тайм», «Piano-Rag-Music», «Движения».
В первом опубликованном произведении Стравинского «Четырех этюдах» ор. 7, композитор опирается на традиции Аренского, Лядова, Скрябина в данном жанре. В жанре виртуозного этюда возникают яркие, красочные пьесы, своеобразные по форме и самостоятельные по художественным концепциям. В фактуре Этюдов как определяющий – гомофонно-гармонический склад изложения с четким разграничением главной и аккомпанирующей линий, с ясно прослеживаемой гармонической вертикалью. И все виртуозно-технические приемы в них образуются на основе присущих гомофонии многообразных мелодических и гармонических фигураций.
Уже явно обозначенная остинатность в фактуре этюда фа-диез мажор чрезвычайно актуальна для дальнейшего фортепианного творчества композитора. Особенно интенсивно она разрабатывается Стравинским в его произведениях 20-40-х годов, наиболее плодотворных в сфере фортепианной музыки.
В фортепианном стиле Стравинского определенного внимания заслуживают метроритмические свойства произведений. В метроритме также как и в фактуре прослеживаются два наиболее значимых момента: еще более очевидная взаимосвязь с фортепианной музыкой Скрябина (использование характерных для его метроритма приемов полиметрии – наслоений двух- трехдольности и пятидольности, четырех- и шестидольности) и намечающиеся черты в новаторских преобразованиях композитора в области ритма (метроритму Стравинского присуща стабильность, чеканность, обусловленная монолитным единством равномерного ритмического движения всей музыкальной ткани).
Одним из важных средств в характеристике фортепианного стиля Стравинского является динамика, т. к. она подчеркивает выразительность, своеобразие фактуры и чрезвычайно обостряет действие метроритма.
Динамика видоизменялась и формировалась под непосредственным влиянием изменения интонационного строя Стравинского. В раннем периоде своего творчества интонационное родство с современной ему русской музыкой определило традиционность в использовании динамического фактора. Основная характерная черта в динамике раннего Стравинского – это ее волнообразность, плавность. Наиболее конкретно она проявилась в «Четырех этюдах». Здесь принцип «волнообразной» динамики проявляется в ее классическом виде (постепенный подъем – кульминация – спад).
Фортепианная транскрипция «Три фрагмента из Петрушки» («Русская», «У Петрушки», «Масленица») появилась через 13 лет после «Четырех Этюдов». Несмотря на то, что в течение этого периода композитор создает ряд неоклассических фортепианных миниатюр, пьес в джазовом стиле, в транскрипции преемственность фортепианного стиля, намеченного в Этюдах, четко обозначена. Цель композитора заключалась в том, чтобы в фортепианной фактуре, в ее виртуозно-технических свойствах выявить многосоставную оркестровую партитуру. В транскрипции используются различные виды фортепианной ткани (аккордовый, полифонический, гомофонный).